Главная Форум Фото Справочник Объявления Магазин Мамам Папам Школьникам Бигбары Калькуляторы Кабинет


Категории
Методики раннего развития [7]
Все многообразие методик, описание, плюсы и минусы
Игры и занятия с малышом до года [11]
Игры и занятия от 1 до 3 лет [18]
Игры и занятия от 4 до 5 лет [8]
Подготовишка: игры и занятия (6-7 лет) [4]
Игры для детей разного возраста [4]
Развивающие игры [6]
Игрушки [7]
Книги и книжки [5]
Стихи [3]
Басни [0]
Сказки [1]
Изучение иностранного языка [2]

Реклама


Раннее развитие детей и подготовка к школе » Сказки

00:22
Использование сказок в качестве развивающих упражнений для детей
Введение:

Пожалуйста, учитывайте тот факт, что восприятие предложенных вами ребенку произведений и музыки может быть индивидуальным и завесить от состояния каждого конкретного ребёнка на момент прослушивания, а также, от его возраста и пола. Психологическое состояние, обуславливающее глубину и приоритеты восприятия произведений (и вообще объектов внешнего мира), может и должно меняться у любого человека.


Перед тем как проиграть ребёнку то или иное произведение, прослушайте вначале его сами (если Вам не знакомо его содержание), и решите - следует ли его предлагать Вашему малышу или, может, следует чуть подождать.


Ни кто не заменит ребёнку привычный, теплый, родной голос матери, когда она поёт колыбельную и читает ему на ночь. И именно в этом голосе (а так же и в голосе отца) особенно нуждаются маленькие дети. Поэтому, возможно, если у Вас нет достаточного количества детской литературы, но есть компьютер и интернет, то это поможет Вам найти сказки и стихотворения, которые Вы сможете потом сможете пересказывать своему малышу.


Условия способствующие выполнению упражнений:

- К началу занятий ребёнок не должен быть сонным, утомлённым или напротив перевозбуждённым.
- Не следует так же заниматься перед сном ли на полный желудок.
- Рекомендуемое время занятий - утро и день, до или после прогулки. На ночь лучше просто послушать хорошую спокойную и не очень длинную сказку, детскую песенку (колыбельную) и пожелать ребёнку встретиться во сне с полюбившимся ему героем.
- Если ребёнок сильно возбуждён и вы знаете, что он просто так не "угомониться" (а ему, к примеру, пора уже спать), дайте ему психологическую разгрузку - попойте с ним некоторое время песни (караоке-песни), можно при этом потанцевать или хотя бы пританцовывать.

Это же следует делать перед и после выполнения упражнений, направленных на развитие способности к концентрации внимания и памяти.


- Конечно же, не забывайте гулять на свежем воздухе, обеспечивая тем самым мозг ребёнка кислородом, в котором он нуждается тем больше, чем больше он работает.

- Ни в коем случае не перенапрягайте и не утомляйте ребёнка длинными произведениями. Чем меньше ребёнок - тем короче время, в течении которого он может удерживать своё внимание, особенно на содержательной речи. В первую очередь это касается детей, страдающих заболеваниями нервной системы. Одной, двух небольших сказок в день будет вполне достаточно.
- В любом случае не ругайте малыша и поощряйте за каждое, правильно выполненное, задание. Если что-то не получается сразу, попробуйте через некоторое время (через пару дней).

Помните, что одним из самых важных и непременных условий успешного проведения занятий, является Ваше хорошее настроение; Ваш доброжелательный тон в разговоре, Ваше улыбчивое лицо. Ребенок должен чувствовать и видеть, что Вам, ваша с ним игра также интересна и увлекательна, как и ему. Пожалуйста, не пытайтесь изобразить из себя строгого учителя.


- По поводу возникающих у Вас вопросов, советуйтесь с Вашим психологом.


Развивающие упражнения для детей:

Ниже приведён перечень упражнений, рекомендуемых родителям для самостоятельных занятий с детьми.

Упражнения представлены по мере нарастания их сложности, в зависимости от возраста и степени развития малыша.


"Старые добрые сказки"


1. Свободный пересказ


- восприятие ребёнком сюжетной линии произведения,

- последовательности событий,
- выделение главного героя,
- эмоциональная окраска речи интонацией и мимикой,
можете продолжить этот список сами.

2. Обсуждение:

- отрицательных героев,
- положительных героев,
- выделение главной мысли, - "мораль той басни такова..." (для более старших),
можете продолжить этот список сами.

3. Изображение персонажей:

- рисование,
- лепка,
- инсценировка образа героя, и(или) всего произведения - домашний театр,
- художественное фото,
- любительский фильм,
можете продолжить этот список сами.

4. Интерпретация сюжета:

- как бы ты поступил(ла) на месте того или иного героя, в той или другой ситуации?
- Что будет дальше (в следующей части, сюжете)?
- Что бы было если бы, герой сказки поступил иначе (например выбрал другую дорогу)?
можете продолжить этот список сами.


Советы и рекомендации:


- Если ребёнок испытывает затруднения при пересказе или обсуждении произведения, можно прослушать его ещё раз, попросив ребёнка быть более внимательным. Если это не помогает, то попробуйте по очереди пересказывать услышанное, начав пересказ первым. Например: - "Зашла Машенька в избушку и увидела..., что увидела Машенька в избушке?". При этом посмотрите вопросительным взглядом на ребёнка, как бы давая ему понять, что подошла его очередь продолжить рассказ.


- Важно дать понять ребёнку, что речь человека, это не просто способ передачи информации, но и способ выражения и передачи эмоций другому лицу.


- Если ребёнок ещё только учиться говорить и понимать значение новых слов, он может просто в нужный момент показать на предмет, о котором идёт речь. Машенька в "Трёх медведях", как известно увидела, стул, стол и кроватку. Это всё есть у Вас в доме и ребёнок сможет эти вещи узнать. Вы можете порадовать папу своими успехами, если вместе, после ужина расскажете ему подготовленный таким образом рассказ. Я уверен вознаграждение в виде положительных эмоций, и не только Вам обоим, обеспечены.


- Если с первыми двумя заданиями Ваш ребёнок справляется хорошо, то можно переходить к более сложным. Во всяком случае - стоит попытаться, что-нибудь - да и получиться. Мы ведь пока не в школе и оценок не ставим. Это просто такая игра!


- Выбор способа изображения персонажей зависит во многом от наклонностей ребёнка. Что он больше любит - рисовать или лепить, а может быть вышивать. Вы можете ему предоставить, как полную свободу самовыражения, так и попросить его изобразить какого-либо персонажа в выбранной вами форме. Если это расходиться с предпочтениями ребёнка, Вы можете ему уступить, либо настоять на своём. В последнем случае, своё настояние следует подкрепить дополнительными стимулами (например, приз - конфетка). Как именно поступить в том или ином случае решайте сами, по ситуации. Но, мне кажется, что если ребёнка взволновал тот или иной образ, то упрашивать его долго не придётся, и он, если не сразу, то может через какое то время (как "переварит"), возьмётся за бумагу и карандаш, лишь бы они были всегда у него под рукой. Качество изображения, в данном случае, мы не вводим в критерии для проработки. Главное для нас, - это развитие способности и желания к творческому самовыражению - художественное моделирование образа героя, невербальное (син. - не словесное) самовыражение, пластика, отреагирование пережитых эмоций и т.п. В дальнейшем, такие игры могут быть неплохой основой для более профессиональных занятиях в изо студии, кружке танцев и т.п., а сейчас, важно показать ребёнку что так можно и даже нужно переживать мир.


Для детей страдающих грубыми нарушениями речи, слуха, дополнительные формы коммуникации (сообщения) имеют крайне важное значение. Для здоровых людей это становиться необходимым, когда нужно усилить своё сообщение дополнительными приёмами.


- Если Вы решили поставить домашний мини-спектакль, то, при разучивании ролей, следует обращать внимание на: движения, мимику, монологи актёров (модуляцию интонации, ритма речи и т.п.). Пусть Вас не пугает приведённый выше термин - "Домашний театр". В контексте данного написания речь не идёт о чём-то фундаментальном, требующем дорогих костюмов, сцены и декорации. Под данным термином я имел ввиду, всего лишь организацию детских игр вокруг какой-либо сюжетной линии, как альтернативу спонтанной игре. В которой всё равно тем или иным образом сюжетная линия присутствует.


Дети на улице "отыгрывают" то, что они увидели по телевизору. И, увы, это не всегда то, что бы хотелось нам, и было бы полезно им самим, в первую очередь. Так почему бы Вам самим не задать желаемый вектор этому игровому процессу? Можно даже принять в нём участие, только не доминирующе-контролирующее, а более мягкое, не навязчивое, не лишающее ребёнка свободы, а напротив, способствующее установлению дружеских, партнёрских с ним отношений. Попробуйте заинтересовать ребёнка, "подкинув" ему идёю в виде сюжета прослушанной сказки, которую он может развить в игре. Будет замечательно, если в таком спектакле примут участие все члены семьи. Это послужит общей консолидации и эффективной психоэмоциональной разрядке. Хорошо, если в семье несколько детей, можно также пригласить "соседских" (они вам будут за это очень благодарны). Ничего, если соберутся дети разного возраста. Подобное занятие даст возможность каждому занять адекватное положение. Самый старший может, например, попробовать себя в качестве режиссера. Самый маленький - в качестве какого-либо персонажа, которому не нужно декларировать развесистые монологи. Например, в качестве "репки", которую "тянут потянут, а вытянуть не могут"... Простор в фантазии тут, на самом деле, не ограничен.


- Если вы решили делать художественные фото Вашего ребёнка, в образе изображаемого им персонажа, или любительский фильм, обратите внимание малыша на то, похож ли по его собственному мнению он на изображаемого персонажа.. А именно его манера держаться, выражение лица, одежда и т.п. По ходу дела, можно подправить необходимое.



- Помимо всего выше сказанного, подобные ролевые игры могут быть прекрасным, ключевым моментом в организации детских праздников (Дня Рождения, Нового года и т.п.), что сделает их незабываемыми. К тому же, всё происходящее можно снять на видеокамеру и добавить в семейный архив прекрасный любительский фильм, который с интересом, в будущем, посмотрит Ваш ребёнок и его дети.


- Возможно, что Ваш ребёнок захочет изменить какое-то место в сказке или продолжить её сам. Или, вообще, придумать свою историю. Предоставите ему такую возможность. Спрашивайте его - почему, что и как бы он изменил, и вы получите массу полезной информации для себя, о его скрытых мечтах и фантазиях.


У некоторых детей придумывание своих историй неплохо получается. Их рассказы стоит записывать, если они не умеют писать сами. Если умеют - то для них это будет ещё и дополнительная практика по письму. Если вы решили вдруг покритиковать сочинение ребёнка, то учтите, что это может относиться только к грамматике, но не к стилю и сюжету, т.к. это право и выбор автора.


Можно устраивать конкурсы детских работ в доме, во дворе, в школе, в кругу друзей и знакомых. Присуждать призы. При этом помните, что утешительный приз должен достаться каждому из участников.


Пример занятий по сказке "Три медведя"


Примерный план занятий (для детей 3 - 6 лет).


1. - Сейчас мы послушаем с тобой русскую народную сказку. Она называется "Три медведя"


Народной эта сказка называется потому, что у неё нет одного какого-то автора, её придумал народ. Ёе придумал кто-то давным-давно. Чья-то мама или чей-то папа, а может чей-то дедушка рассказали её своим деткам, а те детки , когда выросли - рассказали её своим деткам. Так она дошла до нас. Русской народной она называется потому что её придумал русский народ. Бывают так же украинские, татарские, французские народные сказки и т. д.


После того как сказка закончиться, мы с тобой немного в неё поиграем. Для этого ты должен очень внимательно её слушать и как можно больше запомнить. Согласен?


Ну тогда слушай и запоминай...


2. - Понравилась ли тебе сказка? Что в ней тебе понравилась (что нет)? А понравилось ли тебе, как её рассказали?


- Давай мы теперь её с тобой вместе сыграем! Для начала мы попробуем рассказать эту сказку с тобой вместе. Хочешь, ты будишь Мишуткой и Михайло Потапычем, а я - Настасьей Петровной и рассказчиком? Согласен?


Вы начинаете рассказ первыми. Ваш малыш его продолжает. Если он сбивается или останавливается, вы ему помогаете.


При пересказе обращайте внимание на то, как ребёнок воспринимает сюжетную линию произведения, последовательность событий.

При озвучивании диалогов персонажей, не забывайте обращать внимание на мимику лица, на интонацию и тембр Вашего голоса и голоса ребёнка, которые должны соответствовать образам персонажей.

- Какой был голос у Потапыча? А у Настасьи Петровны? А у Мишутки?

- Как они ходили? Какие у них были выражения лица? - это уже тренировка воображения.

3. - Если хочешь, можешь потом нарисовать рисунки к этой сказке. Или слепить фигурки из пластилина и показать вечером папе (бабушке и т.п.).


4. Данная сказка, является так же прекрасным математическим и логическим пособием для самых маленьких. Это и счет (три медведя, три стула, три чашки, три ложки, три кровати, две комнаты, один стол), и разъяснение определений величин (Михайло Потапыч самый большой, поэтому у него самый большой стул, самая большая чашка, самая большая ложка и самая большая кровать ; Настасья Петровна поменьше, поэтому у неё стул поменьше, и т.д. ) Соответствующие вопросы задайте малышу: - у кого была самая большая чашка? А почему? Покажи какого роста был Михайло Потапыч? Сколько было в комнате стульев? и т.д.


Можно выстроить несколько смысловых рядов, объединив вещи о которых идёт речь в группы. (стул+стол+кровать -мебель, чашка+ложка-посуда) Заодно и объясните на примере ребёнку, что такое "мебель" и что такое "посуда". Для закрепления материала, можно провести аналогии с предметами в Вашем доме, расширив при этом их перечень. Заодно, можно обратить внимание ребёнка на то, что вы живёте намного шикарнее чем семья медведей.


5. Мораль сказки.


- Как ты думаешь, правильно поступила Маша, уйдя из дома одна, без разрешения родителей?

- А правильно ли она сделала, что зашла без спроса и приглашения в чужой дом?
- Почему на неё рассердились медведи?
- Можно ли качаться на стуле?
- А тебе бы понравилось, если бы кто-нибудь без спроса поел из твоей тарелки и повалялся бы в твоей кроватке?
- Могла ли Маша повести себя как-нибудь по другому? А какой бы тогда мог быть конец у этой сказки?
- А как бы ты поступил(ла), если бы вдруг оказалась в домике у медведей?

Резюме:


- Молодец, умничка, ты очень внимательно слушал(ла) сегодня сказку. Теперь, ты знаешь, что бывает, когда человек без разрешения хозяйничает в чужом доме.

- Завтра мы с тобой послушаем другую сказку, тоже про девочку Машу и медведя, но это будет совсем другая девочка и другая история...
- А сейчас мы отправимся вдвоём на прогулку. Мы аккуратно закроем за собой дверь на ключ, чтобы к нам случайно не зашла какая-нибудь Маша и не съела наш вкусный обед. Вернувшись с прогулки, мы с аппетитом покушаем, каждый из своей тарелочки, и ты немножко поспишь в своей уютной кроватке. А потом мы будем рисовать медведей. Если у тебя не будет получаться я тебе обязательно помогу. Когда вечером папа придёт с работы мы его с тобой развеселим. Договорились?

Послесловие


Последуй абзац выше приведённого примера, иллюстрирует, как нужно "программировать" (настраивать) ребёнка на выполнение режима дня и структурировать время, опираясь на опыт полученный из только что усвоенного "сказочного" материала. Старайтесь из каждой сказки "перебрасывать" мостик в реальную жизнь ребёнка. Таким образом, Вы будете реализовывать, заложенный в них, воспитательный элемент. Да и ребёнку будет легче интегрировать полученный в аллегорической форме "сказочный" опыт.


Для детей более старшего возраста будет полезным обратить внимание на то, что некоторые персонажи, например - Князь Владимир из сказки об Алёше Поповиче, отнюдь не вымышленный герой, а напротив - ключевая историческая фигура. Свидетельства жизни и дел которого, есть и в нашем родном г. Севастополе. И действия описанные в сказке происходят в реальных и ныне процветающих городах. Неплохо также сводить ребёнка на целевую экскурсию. Для Севастопольцев это - Херсонес и Владимирский Собор. Возможно, что его заинтересует культура и предания народов, населявших в то время Крымский полуостров. При наличии живого интереса, можно будет перейти и к изучению книги "Легенды и придания. Крыма". Посетить Мангуп-Кале, Эски-Кермен и другие памятники архитектуры. Это уже будет - привитие интереса и любви к родному краю, - качественный шаг вперёд в развитии и образовании ребёнка.


Конечно, в процессе у него возникнет ряд вопросов, на которые возможно вы не найдёте сразу простого и быстрого ответа. Но, так или иначе, рано или поздно эти вопросы всё равно возникнут, и хорошо если ребёнок сможет узнать и Ваше мнение - мнение родителей по интересующему его вопросу. Так что, может, стоит прежде и Вам хорошо подготовиться к возможному разговору.


Такие произведения как "Маленький Принц", "Чайка по имени Джонатан Ливингстон", - рекомендуются прежде всего для подростков и рано взрослеющих детей. Работа с этими произведениями должна заключаться в серьёзном обсуждение подымаемых философских и нравственных вопросов. Тематика этих произведений соответствует первым взрослым переживаниям мальчишек и девчонок, готовящихся вскорости расстаться со своим беззаботным детством и вступить во взрослую жизнь, когда для них решается вопрос выбора пути и определения того, что следует взять с собой в "дорогу" из "сказочной" детской жизни, а что, за ненадобностью оставить. И, может быть, эти прекрасные произведения помогут ребёнку преодолеть этот непростой переходной период, с которого начинается его жизненный путь. Помогут сохранить в себе те, полюбившиеся им когда-то в детстве, качества настоящего героя. Не забыть о них в суете житейских забот и прагматичных вопросов, а сделать истинным центром, опорой и стержнем своей настоящей, реализованной человеческой личности.


Предложенные психотехники, несмотря на их кажущуюся простоту, обладают на самом деле необычайно сильным эффектом воздействия поскольку методологически опираться на традиции "сказа", что приходят к нам из глубокой древности. Эти традиции существовали задолго до возникновения письменности и вобрали в себя тысячелетний опыт наших предков, которые не имели ни школ, ни компьютеров, ни педагогов, но успешно воспитывали здоровых и жизнестойких детей. И не одного, двух, а 6-8-10-12 (в одной семье) исключительно посредством - сказок-рассказок, басен, прибауток, песен, содержащейся в них морали и реального труда в избе и на поле рядом с родителями.

По замыслу древних, сказка создавалась как наставление, нравоучение, облеченное в доступную для восприятия ребёнком образную форму, иллюстрированное подходящим сюжетом. Сказка использовалась отнюдь не как пустое развлечение, коим воспринимается они многими современными людьми. Как точно по этому поводу сказал А. С. Пушкин: "Сказка ложь - да в ней намек, добрым молодцам урок". Поэтому, мы рекомендуем рассматривать сказки именно с этой точки зрения и прорабатывать их с целью максимального извлечения заложенной в них пользы, что, безусловно, потребует внимания при их прослушивании не только от ребенка.

Гусляры, песенники, сказатели - были издревле носителями и хранителями народной мудрости. Слушать их собирались целыми деревнями -"и стар и млад". На созданные ими сказания (предания) опираются даже современные историки (пример: "Песнь о Вещем Олеге"). Прикоснёмся же и мы к сердцу народной мудрости.

Вот примерно в таком ключе следует прорабатывать сказки с ребёнком. Ничего сложного. Главное, выбрать подходящую сказку. За один раз возможно, что выполнить все упражнения может и не удастся, т.к. это долго и ребёнок может потерять интерес. Ограничитесь несколькими пунктами для одной сказки, несколькими для другой. В разных сказках, подходят разные моменты для различных упражнений. Да и дети разные. В общем, решайте сами и проявляёте свободу творчества.


Успехов Вам и Вашим детям!

Категория: Сказки | Просмотров: 3574 | Добавил: Лялька | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]








Мамы и папы Архангельска © 2009 - 2017
Верещагина Ольга Тел.: +7 911 563 5001
E-mail: mamapapa-arh@yandex.ru

Яндекс цитирования Яндекс.Метрика