Главная Форум Фото Справочник Объявления Магазин Мамам Папам Школьникам Бигбары Калькуляторы Кабинет


Категории
Русский язык 3 класс [96]
Математика 3 класс [112]
Чтение 3 класс [45]

Реклама

В этом разделе
Контрольные работы:
1 класс
2 класс
3 класс
4 класс
5 класс
6 класс
7 класс
8 класс
По четвертям
Итоговые, годовые

Рекомендуем

Смотрите


3 класс » Русский язык 3 класс »

Контрольные работы по русскому языку. 3 класс УМК "Школа России"
Контрольное списывание
Цель: проверить навык распознавания предложений в тексте, умение грамотно списывать текст, правильно ставить знаки препинания.
Уровень 1. Найти начало и конец каждого предложения.
Новый дом
Ирина Петровна Соловьева работает на заводе она собирает часы семья Соловьевых получает новую квартиру квартира находится на шестом этаже из ее окон очень красивый вид около дома жильцы посадили цветы и деревья есть во дворе и детская площадка друзья и родные поздравили семью с новосельем.
Списать, поставить, где надо точки.
Выписать одно словарное слово.
Выписать слово с проверяемой безударной гласной в корне, подобрать проверочное.
Уровень 2. Озаглавить текст, поставить знаки препинания. Исправить ошибки, допущенные при записи слов на доске.
У сережы жыльцова аппендицит ему сделали операцию он давно не ходит в школу мальчика пришли проведать женя щюкин и аня чяйкина ани рассказали товарищю ошкольных дилах женя научил ево решать новый вит уравнений сережа был рат приходу друзей
Харошые у мальчика товарищи
Выписать любые два слова с безударными гласными и разделить их для переноса.
Выписать два словарных слова, указать, сколько в них слогов, букв, звуков.
Проверочная работа (диктант )
Усвоение курса русского языка за 2 класс.
Цели: - проверить умение применять на практике повторенные орфограммы.
Уровень 1.
Хлеб.
Лежит на столе теплый душистый хлеб. Кто дарит нам это чудо? Золотые руки людей растят хлеб. Весной они пашут землю, сеют хлеба. Все лето они ухаживают за посевами. Люди хотят получить хороший урожай. Они хотят подарить всем хлеба побольше.
Слова для справок: растят, посевами.
Грамматическое задание:
Подчеркнуть вопросительное предложение.
Над словами первого предложения поставить знак ударения.
Уровень 2.
Друзья.
Юра Щукин и Алеша Морозов – большие друзья. Они живут в селе Ильинки. Кругом раскинулись широкие поля. Под горой бежит речушка Клязьма. Летом ребята работали в поле. Они ходили на прополку свеклы. Потом бежали в ближний лесок. Там много грибов и ягод. Мальчики знают грибные места.
Слова для справок : на прополку, потом.
Грамматическое задание:
Подчеркнуть большую букву в именах собственных.
Разделить для переноса слова: друзья, речушка.
Уровень 3.
Радость.
Прошли сильные дожди. Журчат по полям ручьи. Ребятишки бегут в овраг. На дне его потоки воды. Вот где раздолье! Мальчики делают запруду. Юра Васильев спускает на воду лодочку из бумаги. У Андрюши Воробьева готов кораблик с парусом. По озеру уже плывет целая флотилия.
Слова для справок: в овраг, кораблик.
Грамматическое задание:
В первом предложении надписать части речи.
Подчеркнуть предложение с восклицательной интонацией.
Разделить для переноса слова: ручьи, раздолье.
К слову флотилия подобрать и записать проверочные слова.
Обучающее изложение по тексту из учебника, ( упр22 стр.62,Русский язык 3 кл., Л.М. Зеленина, Т.Е. Хохлова).
Цели: - формирование умения применять знания о предложении при построении (свободном изложении по составленному плану ) текста.
- развивать умение применять правила при написании слов с изученными орфограммами.
Примерный план.
Кормушка на пруду.
Утром на пруд.
Столик на середине водоема.
Приглашение на завтрак.
Орфографическая подготовка: объяснить пропущенные орфограммы: подобрать проверочные слова, рассказать правила.
Контрольное списывание.
Цели: - проверить навыки списывания;
- проверить умение выделять в тексте предложения, ставить правильно знаки препинания.
В ноябре.
На улице стоит слабый мороз солнце посылает на землю яркие лучи под ногами хрустит снег дорога укатана санями небо над землей стоит чистое и высокое днем можно увидеть на небе молодой месяц серпом в лесных ручьях течет светлая и прозрачная вода на дне ручьев видны сухие листочки и травинки.
Ручная ворона.
На поляне Костя увидел большую ворону у вороны было сломано крыло мальчик принес находку домой он нашел большую клетку Костя вынес клетку во двор в клетку поставил чашку с водой и впустил ворону скоро она привыкла к людям ворона выходила из клетки и гуляла по двору так птица прожила зиму весной ворона улетела.
Найти границы предложений.
Списать, ставя, где нужно, точки.
Проверочная работа (диктант)
Уровень 1.
Прощание с осенью.
В октябре стоит сырая погода. Весь месяц льют дожди. Дует осенний ветер. Шумят в саду деревья.
Ночью перестал дождь. Выпал первый снег. Кругом светло. Все вокруг стало нарядным. Две вороны сели на березу. Посыпался пушистый снежок. Дорога подмерзла. Хрустят листья и трава на тропе у дома.
Слова для справок: стало, подмерзла.
Грамматическое задание:
В первом предложении подчеркнуть подлежащее и сказуемое.
Выписать из текста слово, в котором букв больше, чем звуков.
Уровень 2.
Пруд.
Около деревни Назарьино хороший пруд. Вокруг стоят березы да плакучие ивы. В сентябре они надели осенний наряд из желтых листьев. Вода в пруду прозрачная. У берега мелькают рыбешки. Летом в солнечную погоду там плавают ребята. Зимой пруд покрыт льдом. Детишки бегут на лед с коньками и санями.
Слова для справок: прозрачная, мелькают.
Грамматическое задание:
Последнее предложение разобрать по членам предложения и частям речи.
Как названы в тексте ивы? Написать ответ 1-2 предложениями. Почему их так называют.
Уровень 3.
Память.
В деревне Клишино стоит памятник воинам. Они погибли в бою за родную землю.
Люди помнят их подвиг. Жители Клишина поставили ограду вокруг памятника. На плите из мрамора написали имена героев. Летом здесь всегда живые цветы. Осенью ребята кладут венки из желтых и красных листьев. Зимой они часто чистят дорогу к памятнику.
На плите зелень елок.
Слова для справок: ограду, имена, венки.
Грамматическое задание:
Первое предложение разобрать по членам предложения и частям речи.
Выписать все формы существительного памятник, выделить в словах окончание.
Записать 2 – 3 однокоренных слова с корнем памят-.
Проверочная работа (диктант)
Цели: - проверить умение применять на практике правила написания слов на изученные орфограммы, разбирать слова по составу.
Уровень 1.
Любители мастерить.
Ребятишки любят мастерить разные вещицы. Летом они заготовили сосновые и еловые шишки, семена различных растений. Детишки запасли веточки и листочки. И вот открыта мастерская. Она будет выпускать лесные игрушки. Мальчики и девочки делают забавных зверюшек. Вот лесовичок. Какая красивая лисичка – сестричка! Какие чудные ежиха и козленок! Кому подарить эти поделки? Ученики отнесли их в детский сад.
Грамматические задания:
Выписать два слова, в которых есть суффиксы, и разобрать их по составу.
Третье предложение разобрать по членам предложения.
Выполнить слого – звуковой анализ слова семена.
Уровень 2.
Лес зимой.
Однажды зимой мы пошли в лес. В сосновом лесу было тихо. Все было покрыто белым покрывалом. В холодном воздухе носились мелкие белые пушинки. Кудрявые ветки украсились нежным пушистым инеем. В сказочном зимнем наряде каждая ветка казалась страшным чудовищем. В дремучем лесу не было ни души, ни следа. Как прекрасен зимний лес! Мы долго любовались чудесным зимним пейзажем. А вы любите зимний лес?
Обучающее изложение.( Упр.111 стр. 134).
Цели: - формирование умения определять, какую гласную следует писать в словах с суффиксами -ик, -ек.
- продолжить формирование способности и готовности учащихся строить небольшие по объему и близкие по тематике сообщения, как в устной, так и в письменной речи.
Варианты заглавий: Лесная находка. Пеструхин. Маленький дятел. Любитель червей.
Вопросы к тексту:
Как назвали дятла? Почему его так назвали?
Как вел себя Пеструхин к вечеру?
Когда дятлу дали земляных червей? Как вел себя дятел после завтрака?
Как вы понимаете слово покрикивал 7 Можно ли это слово заменить словом кричал?
Почему для описания дятла использованы слова крылышки, лапки. Коготки?
Примерный план.
Находка.
Вкусный завтрак
Внешний вид дятла.
Орфографическая подготовка:
Разобрать по составу слова Пеструхин, рассвет;
Орфографическое чтение текста.
Изложение с языковым анализом текста.
«Птичья дружба» (по Н. Сладкову)
Цели: - формировать навыки орфографического письма, способствовать развитию орфографической зоркости;
- воспитывать любовь ко всему живому в природе, сострадание; довести до сознания детей: дружба - качество присущее не только человеку.
Текст изложения:
Мне захотелось застрелить чайку, чтобы сделать чучело для музея. Красивые чайки живут на нашем озере. Они белые с черными кончиками крыльев. А клюв у них красный и вокруг глаз красное кольцо.
Вот показалась чайка. Я выстрелами ранил ее. Хотел я веслом достать подранка. Но на меня набросилась целая стая чаек. Они били меня крыльями и целились клювами в мне в глаза.
Другая стая кружилась над раненой подружкой, пока она спряталась в тростниках.
Видя такую птичью дружбу, мне расхотелось делать из живой птицы скучное чучело.
Примерный план:
На озере живут красивые чайки.
Чайки защищают подругу.
Охрана раненой птицы.
Отказ от изготовления чучела.
Мое отношение к описанному событию.
Орфографическая подготовка:
(за)х…телось ч…йку кр…сивые
(за)стр…лить ч…чело оз…ре
(с)делать ж…вут в…слом
(вы)стрелил крал…ев подранка
Х…тел (в)гл…за над раненой
(до)стать круж…лась
(на)бросилась подру…кой
(рас)х…телось в тр…с…никах
птич…ю
скуч…ное
Проверочная работа (диктант)
Цели: - проверить умение применять правила правописания слов с орфограммами в корне слова, формировать умение проверять написание этих слов изменением формы слова, подбором родственных слов;
- повторить правила правописания предлогов и приставок, не с глаголами.
Уровень 1.
На улицах города.
Зимой убирают снег с улиц. Вот машина с железным скребком и круглой щеткой. Она очищает скребком снег с дороги, а щетка все подметает. Теперь снег надо убирать. Подходит другая машина. Она остановилась около снежной кучи. Заработала машина железными лопатами – и снег пополз в грузовик. Скоро снега не осталось, будто в городе и зимы не было.
Грамматические задания:
Разобрать слова по составу: 1 вариант: подметает, (с)железным;
2 вариант: подходит, (около)снежной.
Предложение разобрать по членам предложения: Она остановилась около снежной кучи.
Придумать слова к схемам: ∩^ ⌐∩^
Уровень 2.
Находчивые птицы.
Кто не видел первый снег? Красивое зрелище!
Наконец выпал на землю мягкий пушистый снежок. Каждое деревце и каждый кустик надели снежные шапки.
Вечером с высоких берез тетерева начали нырять в снег. Они пробегали несколько шагов под снегом, обминали вокруг себя местечко. Выходила уютная подснежная спальня. Сверху ее зверь не увидит, а внутри будет тепло и уютно.
Грамматические задания:
Разобрать слова по составу: 1 вариант: обминали,(на)землю;
2 вариант: пробегали, (под)снегом.
Предложение разобрать по членам предложения: Наконец выпал на землю мягкий пушистый снежок.
Придумать слова к схемам: ∩^ ⌐∩^
Контрольное списывание.
Цели: - формировать навыки самостоятельной работы;
- проверить сформированность навыка списывания, умение делить текст на смысловые части;
- проверить каллиграфические навыки.
З а д а н и е. прочитайте текст. Выделите в нем законченные части. Каждую записывайте с красной строки.
Зимний лес
За дальние горы уходит солнце. Деревья своими вершинами смотрят в небо. В небе появилась большеглазая луна. Деревья стоят на страже, как старые верные воины. Ночь миновала. С веток сыплется серебряная радуга. Это в могучих ветвях пляшут белки и щелкают кедровые орешки. Прошмыгнула мышка. Прокричала птица. Зимний лес ожил.
Изложение « Победа»
Цели: - формировать умение воспроизводить текст в логической последовательности; учить анализировать текст, точно употреблять слова в речи, избегать повторения одних и тех же слов; развивать орфографическую зоркость;
- обучать правильному озаглавливанию частей текста;
- воспитывать у детей интерес, любовь, сострадание ко всему живому; способствовать развитию наблюдательности.
Текст изложения
Победа.
Однажды я наблюдал интересный бой. Сражались маленькие птички с большим ястребом.
Пичужки собрались в огромную стаю и бросились на врага. Они ударялись о грудь и крылья ястреба. Ястреб распушил перья, глаза у него горели. Птички не отступали. Подлетела новая стайка. Она яростно кинулась на хищника.
Ястреб стал терять силы. Он медленно взмахнул крыльями и полетел к лесу.
Так маленькие птички одержали победу над огромным врагом.
Примерный план изложения:
Автор увидел бой.
Пичужки атакуют ястреба.
Победа одержана.
Орфографическая подготовка:
…днажды
инт…ресный
мален…кие
(о)гру…ь
яст…бом
п…чу…ки
крыл…я
ястре…
(в)огромную
(на)вр…га
пер…я
медл…н…о
(у)д…рялись
птич…ки
п…беду
(не)(от)ступали
(вз)махнул
яр…с…но
(под)л…тела
(о)д…ржали
т…рять
(рас)пуш…л
Слова для справок: ястреб, у него, не отступали, яростно.
Обучающее изложение на основе восприятия текста
«Какие бывают дупла?» (по Н. Сладкову)
ЦЕЛИ:
ФОРМИРОВАТЬ УМЕНИЕ АНАЛИЗИРОВАТЬ ТЕКСТ (ОПРЕДЕЛЯТЬ ТИП РЕЧИ, ТЕМУ, ИДЕЮ, ДЕЛЕНИЕ НА ЧАСТИ).
ФОРМИРОВАТЬ УМЕНИЕ ПОНИМАТЬ ЯЗЫК ТЕКСТА, УМЕНИЕ ВЫДЕЛЯТЬ НАИБОЛЕЕ ТОЧНЫЕ СЛОВА ДЛЯ ВЫРАЖЕНИЯ МЫСЛИ.
ФОРМИРОВАТЬ УМЕНИЕ АНАЛИЗИРОВАТЬ ТЕКСТ-РАССУЖДЕНИЕ ( ОПРЕДЕЛЯТЬ ТЕМУ, ВЫДЕЛЯТЬ ТЕЗИС, ДОКАЗАТЕЛЬСТВА-АРГУМЕНТЫ, ВЫВОД-ГЛАВНУЮ МЫСЛЬ).
СОВЕРШЕНСТВОВАТЬ УСТНУЮ И ПИСЬМЕННУЮ РЕЧЬ УЧАЩИХСЯ, ОБОГАЩАТЬ ИХ АКТИВНЫЙ СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС.
РАСШИРЯТЬ КРУГОЗОР ДЕТЕЙ.
Текст изложения
«Какие бывают дупла?»
Каждое дупло в лесу - загадка. Умелый следопыт по следам разгадает дупляного жителя. Бывают дупла- ночлежки. В них проводят ночь белки, дятлы. Сыч днюет в дупле, а ночью летит на охоту. Бывают дупла- кладовые. В них белка прячет орехи. Куница положит про запас лесную мышь. Бывают дупла- спальни. Всю зиму спит в дупле летучая мышь. Она проводит зимнюю спячку вниз головой. Всю зиму ничего не ест и не пьёт. Сколько дупел, столько загадок.
( по Н. Сладкову)


Примерный план изложения:
1.Вступление.
2.Основная часть.
а)Дупла-ночлежки.
б)Дупла-кладовые.
в)Дупла-спальни.
3.Заключение.
Орфографическая подготовка:
(в)л…су
зага…ка
ж…теля
(про)водят
(по)сл…дам
ночле…ки
сыч…
(раз)гадает
л…туч..я
вни…
ноч…ю
(по)лож…т)
г…л…вой
мыш…
(не)ест
спяч…ку
(не)п…ет
Сочинение по картине И. Грабаря «Февральская лазурь»

Цели урока:
1.Формирование умения “читать” картину, понимать идейный замысел художника.
2.Развитие пространственного мышления, обогащение словарного запаса учащихся, развитие представления о холодных и тёплых тонах картины.
3.Способствование развитию творческого воображения и литературной речи учащихся.
Оборудование: мультимедийный проектор, слайды с изображением художника И.Грабаря, картин “Неприбранный стол”, “Февральская лазурь”, музыка П.И.Чайковского “Времена года” (“Февраль”).
Ход урока
1. Организационный момент
Сегодня вам предстоит написать сочинение по картине Игоря Эммануиловича Грабаря.
(Портрет художника. 1слайд).
Кто из вас слышал о таком художнике?
2. Подготовительная беседа
Игорь Эммануилович увлекался рисованием с раннего детства. После окончания лицея он поступил учиться в Петербургский университет на юридический факультет. Позже он закончил Петербургскую академию художеств. Он был архитектором, замечательным реставратором.
В начале ХХ века он был директором Третьяковской галереи в Москве, а затем в Русском музее города Санкт - Петербурга.
Наиболее известные его работы “Неприбранный стол”, “Февральская лазурь”. (2, 3 слайд).
Он был выдающимся портретистом и пейзажистом.
-Что означает слово “портретист”?
-Что означает слово пейзаж? Обратимся к энциклопедии (Пейзаж – рисунок, картина, на которой изображена природа. Пейзажист – художник, специалист по пейзажам).
И.Грабарь всегда искренне и правдиво изображал русскую природу.
3. Знакомство с картиной
Отгадайте загадку.
Ветви белой краской разукраш
Брошу серебро на крышу вашу.
Тёплые весной придут ветра
И меня прогонят со двора.
-Какое это время года?
(Зима).
-Что очень часто происходит в зимнее время? Это связано с явлением природы и состоит из двух корней. (Снегопад).
-А какой месяц зимы нас интересует, вы узнаете, отгадав ещё одну загадку.
Снег мешками валит с неба,
С дом стоят сугробы снега.
То бураны и метели
На деревню налетели
По ночам мороз силён,
Днём метели слышен звон.
День прибавился заметно.
Ну, так что за месяц это? (Февраль).
-А какой сейчас идёт месяц?
-Каким мы увидели этот месяц? – снежным, морозным, ветряным.
В старину этот месяц называли даже так: ветродуй.
- Как вы думаете, почему его так называли? В этом месяце очень часто дуют сильные ветра.
В старину февраль называли лютый, Вьюговой и Снежень из-за частых метелей и морозов. Иногда называли его Бокогреем. За то, что он вроде межи между зимой и весной, называли его Меженем. Днём в феврале часто бывает ярко, солнечно, но холодно, потому что солнце светит, но не греет.
Именно февральские краски природы стали для И. Грабаря волнующими и привлекательными.
4. История создания картины
Дети рассматривают картину под музыку П.И. Чайковского “Времена года” (“Февраль”).
4 слайд.
Автор писал: “Когда я однажды взглянул на верхушку берёзы снизу, с поверхности снега, я обомлел от открывшегося передо мной зрелища фантастической красоты: какие-то перезвоны и перекликания всех цветов радуги, объединённых голубой эмалью неба”. И это видение изобразил художник на картине “Февральская лазурь”.
3 слайд.
5. Беседа по содержанию картины.
-Объясните значение слова лазурь. (Это светло-синий цвет, голубая или светло-зелёная краска с сиреневатым оттенком).
Мастерство художника заключается в том, что он сумел в обыкновенном русском пейзаже увидеть самое замечательное, красивое.
Посмотрите внимательно на небо на картине Грабаря.
- Когда такое небо бывает в природе? – В феврале или марте в ясный, морозный, солнечный день.
- Что помогает нам понять, что день изображён солнечный? – Сверкают стволы берёз. На них видны отблески солнца.
- Какие строки из стихотворения А.Пушкина вам вспоминаются?
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце снег лежит.
-Рассмотрите берёзы, как они расположены? - На переднем плане старая берёза, вдали расположены её подружки, молодые берёзки.
- Какой день изобразил художник – тёплый или холодный? – тёплый, уже пригревает солнышко
- Какими бы тонами изобразил художник стужу? – белыми, серыми, синими тонами.
Такие тона называют холодными. А на картине преобладают тёплые тона - солнечные.
И.Э.Грабарь вот такими словами описывал своё любимое время года (на доске): “Настали чудесные солнечные февральские дни. В природе творилось нечто необычное. Казалось, что она праздновала какой-то небывалый праздник лазоревого неба, жемчужных берёз, коралловых веток и сапфировых теней на сиреневом снегу”.
- Какие слова помогают увидеть февральский день?
- Изображено ли всё это на картине?
- А как выглядит берёза на переднем плане? – она уже старая, потому что искривлённая, огромная, у неё толстый ствол, много веток.
- А на заднем плане, какие берёзы? – там одна старая берёза и много молодых.
- Что вам напоминают сплетённые ветви молодых и старой берёз, усыпанных снегом? – красивый, морозный узор на окне, кружево.
- А почему именно берёзу выбрал художник? – символ русской зимы.
Чтение стихотворения С.Есенина “Белая берёза под моим окном...” (Читает ученик)
С.Есенин увиденное описал словами, а И. Грабарь – красками.
6. Словарная работа. Подбор опорных слов для написания сочинения. Орфографическая работа.
- Давайте ещё раз повторим те эпитеты, которыми вы будете пользоваться при написании сочинения.
День – морозный, солнечный, ясный.
Небо – голубое, бирюзовое, лазурное, чистое, высокое, прозрачное, безоблачное.
Воздух – чистый, морозный, прозрачный, бодрящий, колется.
Снег – белый, пушистый, чистый, блестит, сверкает, переливается огнями.
Берёза – большая, красивая, нарядная, огромная, могучая, гордая.
7. Составление плана.
1. И.Э.Грабарь – певец русской природы.
2. Описание картины
3. Впечатление, произведённое картиной.
8. Пример сочинения ученицы 3-го класса.
И.Э.Грабарь – певец русской природы, пейзажист. С раннего детства художник любил рисовать.
Передо мной картина под названием “Февральская лазурь”. День – морозный, ясный, солнечный. На небе ни одного облачка. Небо – голубое, лазурное, чистое, высокое. Воздух – свежий, прозрачный. А снег такой белый, пушистый, что глаза ослепляет.
Вот берёза. Она такая стройная, кудрявая, белоствольная, красивая и прекрасная! Она стоит, как фонтан, и его брызги застыли в воздухе. А вот её подружки: молоденькие берёзки. Все эти берёзки улыбаются солнышку.
Когда смотрю я на эту картину, то у меня поёт душа!
9. Написание сочинения (под музыку П.И.Чайковского). Редактирование. Анализ сочинений.
10 .Итог урока. 5 слайд.
Проверочная работа (диктант)
Тема: Сложные слова.
Цели: - выявить сформированность навыков правописания слов на основе изученных правил;
- проверить усвоение элементарной теории языка: правописание о, е в сложных словах, безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных, правописание приставок, разделительного твердого знака, удвоенных согласных, смягчающего мягкого знака;
- проверить умение определять части речи и разбирать слова по составу;
- проверить умение определять главные и второстепенные члены предложения.
Уровень 1.
Подъем в гору.
Альпинистов часто называют скалолазами. Это смелые, выносливые люди. Им приходится видеть водопады, наблюдать землетрясения, извержения вулканов.
Эти спортсмены – умелые пешеходы. Они проходят большие расстояния до горных хребтов, а затем поднимаются вверх. Подъем становится все круче. Приходится постоянно делать крутые повороты и идти в обход. Отдохнуть можно на бугорке.
Взгляду открылся интересный вид. На утесе орел съедал свою добычу. Бедный зайчишка попался ему в лапы. Альпинисты почувствовали жалость к зверьку.
Грамматические задания:
Последнее предложение разобрать по членам предложения и по частям речи.
Разобрать по составу слова: скалолаз, землетрясение, проходят, зайчишка.
Уровень 2.
В деревне.
Ульяна была черноокой смуглянкой. Это была жизнерадостная и любопытная девочка. Она любила наблюдать за деревенской жизнью.
Вот черноглазый мальчик Илья подвел к крыльцу лошадей. Они смешно фыркали и отмахивались от оводов. Желтокрылые бабочки перелетают с цветка на цветок. Колокольчики, белоснежная кашка и желтоглазая ромашка радостно встречают их.
На дорожке к дому вокруг семилетней белокурой девочки кружилась двухлетняя сестренка.
Ульяна подбежала к ним и девочки помчались к реке.
Грамматические задания:
Шестое предложение разобрать по членам предложения и по частям речи.
Разобрать по составу слова: черноокой, желтокрылые, подвел, сестренка.
ТЕМА: Сочинение по картине Б.М. Кустодиева «Масленица»

ЦЕЛИ:
Познакомить учащихся с биографией и творчеством Бориса Михайловича
Кустодиева;
Формировать у детей личностное отношение к восприятию картины, умение писать сочинение на модели определённого типа текста (в данном случае повествования), внимательно рассматривая картину, обращать внимание на её изобразительные средства;
Формировать у детей навык словесного иллюстрирования;
Способствовать развитию умения правильно употреблять имена существительные в речи.
Организационный момент (1, 2 слайд)
- Какие праздники вы любите?
- Самые любимые праздники в нашей стране – Новый год, 8 марта (Международный женский день), 23 февраля (День защитника Отечества), День Победы.
- Вспомните, какие православные праздники праздновала вся Россия. (Рождество, Троица, Вербное воскресенье и Пасха). У каждого праздника свой обычай, красота.
Актуализация знаний (3 слайд)
- Среди древнерусских праздников особо любимых русскими людьми – Масленица. Это праздник, который «провожает зиму». Масленица длится целую неделю и приходится на ту пору зимы, когда начинаются оттепели, с крыш капает капель, день начинает увеличиваться, холод отступает.
Масленицу называли разными именами: развесёлая, честная, широкая. Существовало поверье, если на Масленицу не будет потех и веселья, то жить придётся в горькой беде. Поэтому пекли блины с маслом, сметаной, оладьи, ходили друг к другу в гости, катались на лошадях в разукрашенных и укрытых коврами санях, одевались в яркие наряды.
В городах устаивались шумные балаганы. Да ещё приговаривали:
(4 слайд)
- (хором читаем) ПРИХОДИ ВЕСНА С РАДОСТЬЮ, С ВЕЛИКОЙ РАДОСТЬЮ. МАСЛЕНИЦУ ПРОВОЖАЕМ, СВЕТА, СОЛНЦА ОЖИДАЕМ. КОНЧИЛАСЬ ТВОЯ ВЛАСТЬ, ЗИМА! ВЕСНА НА ПОРОГЕ!
- Ребята, а что вы знаете о праздновании Масленицы в России?
Постановка темы урока (5 слайд)
- Праздник Масленицы очень красив. Многих художников он вдохновил на написание картин. А особенно любил Масленицу русский художник Борис Михайлович Кустодиев. Он посвятил несколько своих картин этому празднику. Сегодня мы напишем сочинение по картине Кустодиева «Масленица»
Знакомство с репродукцией картины (6 слайд)
- Какими словами можно передать настроение, которое вызывает у вас эта картина?
- Какие чувства хотел выразить художник в этой картине?
- Что вы видите на этой картине?
- Что вас заинтересовало?
- Какие краски являются главными на этом полотне?
Рассказ о художнике и его творчестве (7, 8 слайд)
- Борис Михайлович Кустодиев родился 7 марта 1878 года в городе Астрахань. Он окончил духовную семинарию. И после этого поступил в Академию художеств в Петербурге. Его учителями были И.Е. Репин, В.Г. Перов, Крамской.
Наиболее известные его картины – «Купчиха за чаем», «Портрет Фёдора Шаляпина», «Московский трактир»
Анализ содержания картины (7 слайд)
- Что изобразил художник на переднем плане?
- Каким образом развлекаются люди?
- Какое выражение лиц у людей?
- На фоне чего изображено катание?
- Художник нам показал истинный облик русского города и русской природы. Сцена масленичного катания показывает красоту национального русского праздника. Картина захватывает своей широтой, радостной расцветкой красок.
- Опишите небо. Каким вы его видите?
- Какие цвета избрал художник для изображения города?
- Что изображено в левой части картины? А в правой?
- Почему на картине так много фигур людей?
- Катят сани. И кажется, что слышен задорный смех, весёлые приветствия, перезвон колокольчиков на красочно украшенной упряжке лошадей. Лошади бодро, весело и резво бегут по сугробам.
Русские красавицы берёзки лёгким облачком возвышаются над зданиями городка. Их серебристое украшение подчёркивает красоту куполов церквей.
Стаи птиц, потревоженные шумным праздником, кружат над городом. На зимний пейзаж можно смотреть долго.
Составление плана
1. Масленица – один из любимых русских праздников
2. Описание картины
а) праздник;
б) природа
3. Какие чувства вызывает эта картина у вас?
Слова для справок: восторг, восхищение, радость, праздничное веселье, бодрое, игривое настроение.
Самостоятельная работа (7 слайд)
- Прежде, чем вы начнёте выполнять свои работы, я хочу показать вам сочинение своей ученицы. (8 слайд)
Итог урока
- Что бы вам хотелось сказать в конце урока?
- Какую роль сыграли имена существительные в вашем сочинении?
«Масленица»
Отрывки из книги И.С. Шмелева «Лето Господне»
Текст 1.
Я и теперь еще чувствую это слово, как чувствовал его в детстве: яркие пятна, звоны вызывает она во мне; синеватые волны чада в довольном гуле набравшегося люда, ухабистую снежную дорогу, уже замаслившуюся на солнце, с ныряющими по ней веселыми санями, с веселыми конями в колокольцах и бубенцах, с игривыми переборами гармоники.
Теперь потускнели праздники, и люди как будто охладели. А тогда… все и всё были со мною связаны, и я был всеми связан, от нищеты старичка на кухне, зашедшего на «убогий блин», до незнакомой тройки, мчавшейся в темноту со звоном. И Бог на небе, за звездами, с лаской глядел на всех: Масленица, гуляйте! В этом широком слове и теперь еще для меня жива яркая радость…
Текст 2.
Оттепели все чаще, снег маслится. С солнечной стороны висят стеклянной бахромой сосульки, плавятся – звякают о ледышки. Прыгаешь на одном коньке, и чувствуется, как мягко режет, словно по толстой коже. Прощай, зима! Это и по галкам видно, как они кружат «свадьбой», - и цокающий их гомон куда-то манит. Болтаешь коньком на лавочке и долго следишь за черной их кашей в небе. Куда-то скрылись. И вот проступают звезды. Ветерок сыроватый, мягкий, пахнет печеным хлебом, вкусным дымком березовым, блинами. Капает в темноте. – Масленица идет.
Текст 3.
Масленица в разгаре. Такое солнце, что разогрело лужи. Сараи блестят сосульками. Идут парни с веселыми связками шаров, гудят шарманки. Фабричные внавалку катаются на извозчиках с гармонией. Мальчишки в «блины играют»: руки назад, блин в зубы, пытаются друг у друга зубами вырвать – не выронить, весело бьются мордами.
Широкая печь пылает. Две стряпухи не поспевают печь. На сковородках в тарелку блины пекутся, румяные, кладутся в стопки… Пар идет от блинов. Винтами. Я смотрю от двери, как складывают их в четверку, макают в горячее масло в мисках и чавкают… Стоит благодатный гул: довольны.
Текст 4.
После блинов едем кататься с гор. Зоологический сад, где устроены наши горы, - они из дерева и залиты льдом, - завален глубоким снегом, дорожки в сугробах только. Высочайшие горы на прудах. Над свежими тесовыми беседками на горах пестро играю флаги. Рухаются с рычанием высокие «дилижансы» с гор, мчатся по ледяным дорожкам, между валами снега с воткнутыми в них елками. Черно на горах народом. Нам подают «американки» - низкие саночки, обитые зеленым бархатом с бахромой, - и мы мчимся, летим, как ветер. Катят с бенгальскими огнями, горят разные шары, пищат гармошки, гудят бубны…

Тема: Маршал Победы. Свободный диктант.

Цели урока:

1.воспитывать патриотизм, чувство гордости за героическое прошлое своей Родины, народов России; способствовать привитию интереса к истории своей Родины, государства, в котором ты живёшь.

2.формировать орфографическую зоркость, навыки грамотного письма, умение определять род и число имен существительных.
Оборудование: портрет Г.К. Жукова, иллюстрации картин художников о войне
ХОД УРОКА.
1. Организационный момент.
- Какой праздник будет отмечать наша страна в ближайшее время?
- Кто читал книги о героях войны?
- У кого из вас есть желание после окончания школы стать защитником своей страны, стать военнослужащим?

2. Постановка темы урока.
Сегодня мы напишем свободный диктант. Он очень сложный и трудный , в нем много орфограмм и новых для вас слов. Но я надеюсь , что вы будете внимательными и сможете справиться с этим диктантом.
3. Словарная работа.

Проводится устно , слова записаны на доске.
Овеяно, легенда, победа, на передовой, генерал, офицеры, солдаты, сражение, Великая Отечественная война, руководство, Маршал Жуков Георгий Константинович, Ленинград, Курская дуга. Сталинградское сражение, битва за Берлин, акт о безотговорочной капитуляции Германии, Парад Победы, торжеством, Спасские ворота.
- Смысл каких слов вам не понятен? Далее учитель рассказывает об основных сражениях Великой Отечественной войны. ( беседа не более 5 минут)
4. Знакомство с текстом.
Маршал Победы.
Имя Георгия Константиновича Жукова овеяно легендой. Его сила духа ,вера в победу передавалась всему фронту. На передовой в его лицо с надеждой смотрели генералы, офицеры, солдаты.
Все великие сражения Великой Отечественной войны были проведены под руководством Маршала Жукова. Ленинград, Курская дуга, Сталинградское сражение и битва за Берлин.
«Чумазые , откинув крышки люков,
Танкисты встали , словно на привал.
И, сняв фуражку, сам Георгий Жуков
Нас- пехотинцев – крепко обнимал."

(стихотворение читается , но не записывается) Так вспоминал поэт- фронтовик. Жуков принял акт о безотговорочной капитуляции Германии. Бурная радость перемежалась со слезами. Ему была оказана честь принимать Парад Победы 14 июня 1945 года на Красной площади в Москве. Застыли войска. Торжеством светятся глаза солдат, генералов, маршалов, гостей. Из Спасских ворот на белом коне выехал Маршал Жуков. Грянули торжественные звуки дорогой для каждой русской души музыки «Славься». Георгий Константинович Жуков был всегда солдатом Отчизны.
3. Запись текста. ( в сокращении)
4. Самопроверка
5. Грамматическое задание. Найти в тексте имена существительные , указать их род и число.
6. Итог урока.
- Что нового узнали на уроке?
- Какие затруднения испытали при написании текста?
Изложение «Пески остановили»
Цели: - формировать умение употреблять имена существительные в речи; отбирать для написания материал в соответствии с основной мыслью текста;
- учить выделять в тексте ключевые слова, словосочетания, помогающие передать основное содержание текста, определять главную мысль каждой части текста и выражать ее кратко;
- уточнять значение слов, расширять и обогащать словарный запас учащихся, развивать орфографическую зоркость, учить самостоятельному применению правил правописания корня.
Текст изложения:
Пески остановили.
Пустыни на планете Земля занимают большие площади.
Сильный ветер часто дует в пустыне. Он может свалить с ног человека. Порой даже засыпает песком большой караван верблюдов. Ветер поднимает целые тонны песку и переносит их на другое место. Кажется, что песочные барханы движутся с места на место сами.
Но русские ученые совершили чудо. Они заставили сыпучие пески лежать спокойно. Из отходов бумаги они изобрели особое вещество. Этим веществом покрывают поверхность песков с самолета. Твердый слой бумажной пыли лежит на песках. Вода и воздух свободно проходят через него. Легко пробивают этот тонкий слой и растения.
Примерный план изложения:
Вступление
Основная часть
а)ветер движет песок
б) русские ученые совершили чудо
в) полезный твердый слой на песках
3. Заключение
Орфографическая подготовка:
пл..нета
З…мля
(за)нимают
площ…ь
кажется
(со)вершили
п…сок
б…льш…е
(под)нимает
тонны
барханы
(за)ставили
вет…р
площ…ди
(не)ост…новить
русские
сп…койно
(от)ходы
ч…ловек
л…жать
(пере)носит
воздух
особое
(по)верхность
к…р…ван
изобрели
(с)валить
может
вещество
(про)ходят
в…рблюд
(за)сыпает
с…м…лет
(про)б…вают
Сочинение по картине К.ф. Юона «Мартовское солнце»

Цели: - познакомить с творчеством К.Ф.Юона, формировать у учащихся умение использовать выразительные средства языка для передачи своих мыслей и впечатлений; определять основную мысль произведения;
- воспитывать интерес и любовь к искусству, устному народному творчеству, развивать у детей чувство прекрасного.
План урока
Организация класса.
Постановка темы урока.
- Сегодня мы будем работать над сочинением-описанием. Будем строить эту работу на материале пейзажа: картина К.Ф. Юона « Мартовское солнце».
Ш. Вступительная беседа.
– Каковы особенности марта месяца?
- Как вы думаете, о каком месяце написал И.Бунин вот эти строки?
Бушует полая вода.
Шумит и глухо, и протяжно.
Грачей пролетные стада
Кричат и весело, и важно.
Старославянское название марта – Брезень. В народе его иногда называли капельником, иногда протальником. Как вы думаете. Почему?
Очень долгое время в Древней Руси Новый год начинался с 22 марта. И только в 988 году. Когда Древняя Русь приняла Христианство, новый год стали отмечать 1 марта. И так было до царствования Петра I.
Хоть и пугает морозом март, но под лучами горячего весеннего солнца они держатся недолго.
- Какие пословицы, поговорки, приметы, связанные с мартом вы знаете?
2.- Кто из вас слышал о художнике К.Ф. Юоне?
- Широко известны его картины: «Весенний солнечный день», «Волшебница зима», «Конец зимы. Полдень», «над Волгой», «Троицкая Лавра зимой».
Рассказ учителя о К.Ф. Юоне (презентация).
IV. Знакомство с картиной.
Беседа по картине:
- Какие чувства, желания рождает пейзаж?
/радости, торжественного предчувствия нового, желание подставить лицо тёплым весенним лучам солнца/
- Что больше всего привлекает ваше внимание?
/жанровая сценка: дети, лошади, собачка/
- Давайте мысленно уберём их из картины. Что изменилось?
Анализ картины.
- Каков, по-вашему, замысел картины?
- Эта картина о том своеобразном настроении, которое испытывает человек в конце зимы. Всё истомилось. Всё ждёт тепла и света, но всё же жаль уходящей зимы с её красотой, с её забавами. Эта картина о красоте снега и о радостном предчувствии тепла и весны.
- По каким признакам можно определить, что на картине изображена весна?
- Яркие солнечные блики, высокое голубое небо, подтаявший снег, ветки деревьев тянутся к небу, к тёплым лучам солнышка.
- Какие цвета использует художник?
- голубой, желтый, розовый, синий.
- Какие тона преобладают – тёплые или холодные?
Сероватые оттенки, ещё холодно, но с неба льются тёплые жёлтые тона.
На картине «Мартовское солнце» К.Ф. Юон изобразил раннюю весну, время пробуждения природы. Снег ещё повсюду. Он звонко хрустит под копытом весело трусящих по деревенской улице лошадок, ещё глубоки отражающие яркую синеву неба сугробы, но в прозрачном воздухе уже ощущается лёгкое дуновение весеннего ветерка. Лучи солнца озаряют верхушки раскидистых тополей, стройные берёзы, домики на косогоре, повсюду зажигая яркие, золотистые и красноватые праздничные сочетания красок.
Мастерски вписанная в пейзаж мирная жанровая сценка составляет неотъемлемую часть картины. Без лошадок, деревенских ребятишек и азартно лающей дворовой собачки невозможно представить уютную природу Подмосковья, так любимую художником Юоном.
V. Составление плана сочинения.
Примерный план:
Вступление.
Основная часть.
а) изображение неба
б) описание снега
в) пробуждающиеся деревья
г) радость людей
д) поведение животных
3. Мое отношение к картине.
VI. Орфографическая подготовка:
Словарная работа.
Воспроизведение таблицы в тетради и подбор рабочих материалов к сочинению.
Жанровая сценка
Деревенские ребятишки на лошадях, лающая дворовая собачонка
Снег в марте
Подтаял, потемнел, осел
Небо
Голубое, ясное, высокое
Солнце
Льёт свое тепло, играет на снегу
Воздух
прозрачный
Деревья
Высокие берёзы, тополя, величаво раскинувшие свои ветви
Подберите синонимы к словам.
Художник – живописец, пейзажист, мастер кисти.
Создает – пишет ( но не описывает и не рисует)
Картина – полотно, репродукция.
Блестит – искрится, сияет, сверкает.
Поражает – удивляет, изумляет.
Слова для справок:
Рыхлый, голубой, чудесная, необыкновенное, восхитительное, игривое, бодрое, шаловливое, жизнеутверждающее, оживленное, посветлевшее, могучее, красавицы, синеватый снег, позеленевшие стволы, сияющее небо, кучевые облака, резвый жеребенок, несут на крыльях весну, подтаивает, привлекает, ветки причудливо переплетены, уходящая в даль улица, небесный простор, зарождение весны, начало, деревня, вверх и в стороны.
Индивидуальное сообщение учащегося о картине К.Ф.Юона
«Мартовское солнце».
В картине «Мартовское солнце» художник К.Ф.Юон с большим мастерством передает радостное настроение солнечного дня первого весеннего месяца.
В картине изображается деревенская улица, дома, уходящие вдаль, огромные высокие деревья, отяжелевшие под солнечными лучами сугробы снега и глубокое сине-голубое весеннее небо с редкими, быстро мчащимися белыми облаками. Пейзаж у Юона тесно связан с жизнью человека, и не случайно художник изображает на переднем плане двух деревенских ребятишек на лошадях. Эти ребятишки сразу наполняют картину жизнью – и пейзаж весь преображается.
VII. Написание сочинения. Редактирование.

Источник: http://nsportal.ru




Категория: Русский язык 3 класс | Добавил: Яромашка (24 Ноя 2012) |
Просмотров: 39842 | Теги: 3 класс, Русский язык, контрольная








Мамы и папы Архангельска © 2009 - 2017
Верещагина Ольга Тел.: +7 911 563 5001
E-mail: mamapapa-arh@yandex.ru

Яндекс цитирования Яндекс.Метрика