1 вариант
ДИКТАНТ
Цель работы – проверить умение
обнаруживать орфограммы в тексте, писать слова
на диапазоне изученных правил.
Вариант 1
На лугу
Зелёный луг блестит на солнце. По всей
окрестности разливаются запахи цветов и трав.
Вот голубые колокольчики. Вьётся цепкий душистый
горошек. Сладким медком пахнет розовый клевер.
Белеют крупные ромашки с золотой серединкой.
Ползают по былинкам жучки с пёстрыми спинками. А
в густой траве сидит большой зелёный кузнечик.
Над лугом льются звонкие голоса птиц.
Грамматические задания
1. Во втором предложении подчеркнуть
главные члены.
2. Образовать от слов утро, весна
родственные слова с удвоенными согласными.
Дописать 2–3 слова с удвоенными согласными бб,
сс.
Вариант 2
Весной
Стояла поздняя весна. С черёмухи
осыпались последние белые лепестки. Птицы свили
гнёзда и затихли. Подросли и осмелели зайчата.
Они стали похожими на взрослых красивых зайцев. Я
подъехал к лугу. Он был мокрый и холодный от росы.
Я тихо бродил около полянки. Вдоль поляны
тянулась узкая тропа. Вот нора крота. Она
осыпалась и заросла травой. Хрустнул сук.
Мелькнула серая тень. Это пробежала полевая мышь.
Грамматические задания
1. Указать номер предложения, которое
подходит к этой схеме:
========= и ======== ––––––––––– .
Ответ: № _____ .
2. Что объединяет группу приведенных
ниже слов: 1) падеж; 2) склонение?
Написать на строке нужную цифру.
___________ с черёмухи, от росы, около
полянки, травой.
КОНТРОЛЬНОЕ СПИСЫВАНИЕ
Цель работы – проверить умение
списывать текст, обнаруживать орфограммы.
Почему снег загрустил
Пришла весна. Солнце стало пригревать
землю своими тёплыми лучами. Все весне
обрадовались: и звери, и птицы. Только один снег
огорчился. Не рад он весне. Зимой снег был белый,
пушистый, блестящий. А сейчас он стал грязный,
чёрный. Прячется снег от солнца под кустами и
деревьями. Но яркие лучи солнца всё равно его
достанут. Скоро снег совсем растает. Ребята
выбежали на улицу и радуются лужам – можно
пускать кораблики!
Здравствуй, весна-красна!
РАБОТА НАД ПРЕДЛОЖЕНИЕМ, ТЕКСТОМ
I. Обучающее изложение.
Лосёнок
Дело было в конце мая. Пошёл Витя в
лес. Погода стояла дождливая. Дул холодный ветер.
Мальчик вошёл в малинник. Вдруг до него донёсся
странный писк.
Витя посмотрел по сторонам. Он увидел большую
голову и длинные ноги. Да это же маленький
лосёнок! Видно, он отстал от матери. Стоит он весь
мокрый, дрожит.
Мальчик привёл лосёнка домой. Уложил в уголок и
накрыл старой шубой. Потом Витя нашёл соску и
напоил лосёнка тёплым молоком из бутылки. Так
остался лосёнок жить у Вити до осени. А
осенью ушёл в лес к своим.
План
1. Странный писк.
2. Лосёнок.
3. Витя приютил лосёнка до осени.
Слова для справок: донёсся, странный.
II. Составьте текст.
Первый ручеёк
В тексте используйте следующие
сочетания слов: солнечные лучи, побежали
струйки, прозрачный ручеёк, как в зеркало, глядят
небо и облака, рад весне.
III. Прочитайте начало текста.
Подумайте, что было потом. Запишите текст,
включив в него концовку. Озаглавьте текст.
______________
У нас под крыльцом жил ёж. Однажды
вечером он вылез из своей норы и смешно засеменил
по двору. Вдруг он увидел кота …
2 вариант
ДИКТАНТ
Цель – проверить умения
обнаруживать орфограммы в тексте, писать слова
на основе изученных правил.
Вариант 1
ЦВЕТЫ
Пришла ранняя весна. Солнышко разбудило
лес и растопило снежинки на верхушке сосны. Упали
первые капельки на снег. Они пробили сугроб и
сухую листву. Из земли стали показываться
зеленые стрелки. А вот и первые подснежники.
Наступает поздняя весна. В тиши леса проснулся
ландыш. Он издает нежный запах. А как красивы его
белые колокольчики! Цветы – подарок весны.
Сохрани их.
Слово для справки: показываться.
Грамматические задания
1. В третьем предложении подчеркнуть
главные члены.
2. Образовать от слов утро, весна
родственные слова с удвоенными согласными.
Дописать 2–3 слова с удвоенными согласными бб,
сс.
Вариант 2
КЛУБОК
У Кости Воробьева поселился чудесный
пушистый щенок. Как назвать собачку? Побежал
щенок по полу. Казалось, серый клубок покатился.
За это и назвали щенка Клубком. Щенок всю зиму
провел в доме. Хорошо жилось Клубку в тепле. Он
гонял мяч лапками, прятал под кровать варежки.
Щенок таскал зубами за полу пальто. Мальчик и
Клубок стали большими друзьями.
Слово для справки: щенок.
Грамматические задания
1. В предпоследнем предложении
подчеркнуть главные члены.
2. К словам побежал, покатился
подобрать по два проверочных слова.
КОНТРОЛЬНОЕ СПИСЫВАНИЕ
Цель – проверить умения списывать
текст, обнаруживать орфограммы.
ЧЕРЕМУХА
Черемуха душистая
С весною расцвела
И ветки золотистые,
Что кудри, завила...
Кругом роса медвяная
Сползает по коре,
Под нею зелень пряная
Сияет в серебре.
А рядом, у проталинки,
В траве между корней
Бежит, струится маленький
Серебряный ручей.
Черемуха душистая
Развесившись стоит,
И зелень золотистая
На солнышке горит.
Ручей волной гремучею
Все ветки обдает
И вкрадчиво под кручею
Ей песенки поет.
(С. Есенин)
РАБОТА НАД ПРЕДЛОЖЕНИЕМ, ТЕКСТОМ
I. Обучающее изложение.
СТАРЫЙ ПЕС
Был у человека верный друг. Звали его
Полкан. Много лет он сторожил дом.
Шли годы. Полкан постарел. Он стал плохо видеть.
Однажды в ясный летний день Полкан не узнал
своего хозяина. Он выбежал из своей будки и стал
на него лаять. Хозяин удивился.
Через несколько дней человек принес маленького
щенка. Он поселил его рядом с Полканом. Старый пес
подружился со щенком. Они часто вместе играли.
Полкану теперь не было скучно.
Слова для справок: много, видеть,
на него, лаять, несколько.
II. Прочитайте стихотворение.
Подготовьте и запишите ответы на вопросы.
СПЯЩИЙ КОТЕНОК
– Если котенок улегся у лавки,
Мордочку спрятал, и хвостик, и лапки,
Что из него получилось, дружок?
– Маленький рыжий пушистый клубок.
(Ф. Грубин)
Вопросы
1. Придумай и запиши, у кого жил котенок.
2. Каким он был?
3. Где он любил спать?
4. Что прятал котенок, когда спал?
5. На что он был похож?
6. Какой котенок у тебя? (Или: какого котенка ты
хотел бы иметь?)
7. Как его зовут? (Или как бы ты его назвал?)
8. Что он любит делать?
III. Свободный диктант.
КТО ХОЗЯИН?
У Сережи и Захара жила собака. Ее звали
Жук. Мальчики подобрали Жука с перебитой ногой.
Они ухаживали за ним. Жук выздоровел.
Кто хозяин Жука? Сережа и Захар каждый день
спорили об этом.
Однажды они гуляли в лесу. Жук бежал впереди.
Вдруг на Жука напали овчарки. Сережа закричал и
полез на дерево. А Захар не убежал. Он взял палку и
защитил Жука. Прибежал сторож и отогнал собак.
Сережа теперь не спорит, кто хозяин Жука.
Слова для справок:
1-я часть: ухаживали, за ним,
выздоровел;
2-я часть: об этом;
3-я часть: впереди, овчарка;
4-я часть: теперь.