Предлагаемые контрольные работы по русскому
языку (диктанты, проверочное списывание,
грамматические задания, работа над предложением
и текстом) позволят учителю узнать, насколько
прочно, осознанно усвоен учащимися материал по
пройденным темам на конец I четверти.
3-й класс
ДИКТАНТЫ
Цель работы – проверить умение выделять в
тексте повествовательные, вопросительные,
побудительные, восклицательные предложения, в
соответствии с этим ставить знаки препинания;
проследить, как идет закрепление материала по
пройденным ранее темам (безударные гласные,
удвоенные согласные, разделительный мягкий знак,
звонкие и глухие согласные в конце слова).
Объем диктанта: 35–45 слов.
ПОСЛЕ ДОЖДЯ
После грозы и дождя все дорожки купались в
лучах. Звонко бежит по улице ручей. Ребята с
радостью спешат к ручью. Вот где раздолье! Уже
готовы лодки к пуску. Внизу у ручья мальчики
сделали запруду. Слышны ребячьи голоса. Кругом
веселье и смех.
Слова для справок: готовы, внизу, сделали.
НА ПОЛЯНЕ
Последний осенний месяц. Серые унылые краски
в лесу не радовали глаз. Но вот выпал снег. Я
отправился на знакомую полянку. Под белым ковром
возвышались сухие луговые васильки и соцветия
разных трав. Вот зимний букет. Бери и неси домой!
Вспомни теплые ясные деньки!
Слова для справок: отправился, возвышались,
соцветия.
КТО ВИНОВАТ?
Все каникулы я провожу у бабушки в деревне.
На дворе у нее живут свинья, коза и утки. Я
ухаживаю за животными и птицами.
Однажды пропали два утенка. Их утащил тощий кот.
Дачники уехали, а про кота забыли. Кот одичал и
стал сам искать себе пищу.
Слова для справок: у нее, ухаживаю, одичал.
РУСАЧОК
Долго бегал Русачок по лесу. Всех зверей
повидал. А вот и лесное озеро. В озере плавали
желтые листья. Ветер кружил их. А это что за зверь?
Ноги длинные, а глаза добрые. На голове красивые
рога. Зайка узнал лося. Лось щипал траву. Заяц
поспешил домой.
Слова для справок: повидал, поспешил.
ПРОВЕРОЧНОЕ СПИСЫВАНИЕ
Цель работы – проверить умение списывать
с доски, не искажая слов, не пропуская букв,
выделяя орфограммы.
* * *
Тут Соловей-разбойник засвистел
по-соловьиному, закричал по-звериному, зашипел
по-змеиному. И словно буря налетела. Кусты к земле
пригнулись. Деревья ломались. Богатырский конь
уперся всеми четырьмя копытами в землю. Илья
Муромец вынул стрелу и выстрелил. Полетела
стрела, вышибла Соловья-разбойника из гнезда.
НЕОЖИДАННОЕ ВЕЗДЕ
Цветок белой кувшинки бросили в таз. Он
аккуратно, как и в озере, каждый вечер складывал
лепестки и окунался в воду. Утром он выныривал и
раскрывался. Хоть часы по нему проверяй! Кувшинка
и сорванная «видела», отличала день от ночи. Не за
это ли назвали кувшинки «глазами озер»? Может,
они и нас с вами видят?
РАБОТА НАД ПРЕДЛОЖЕНИМ, ТЕКСТОМ
Цель работы – проверить умение
заканчивать текст по вопросу, дописывать начало
и конец текста; писать сочинение, отражающее
взгляд самого ученика.
ЗВЕРИ ЗИМОЙ
На дворе сильный мороз и вьюга. Ветер кружит
хлопья снега. Смолкли птичьи голоса. Только дятел
стучит по коре деревьев.
Закончи текст по вопросу: как звери проводят
зиму?
Петушок пришел к дому, где жили Краски. Он
низко поклонился им. Красная Краска раскрасила
Петушку гребешок и бороду, Синяя – перышки на
хвостике, Зеленая – крылышки, Желтая Краска –
грудку.
Придумай конец текста.
ТВОЙ ГОРОД
Немало городов встречаем мы – больших и
малых, шумных и тихих. Есть города молодые, а есть
убеленные каменными сединами.
В каком городе (селе, деревне) живешь ты?
Запиши несколько предложений о родном городе.