Главная Форум Фото Справочник Объявления Магазин Мамам Папам Школьникам Бигбары Калькуляторы Кабинет


Категории
Русский язык 7 класс [59]
Математика 7 класс [35]
7 класс [2]

Реклама

В этом разделе
Контрольные работы:
1 класс
2 класс
3 класс
4 класс
5 класс
6 класс
7 класс
8 класс
По четвертям
Итоговые, годовые

Рекомендуем

Смотрите


7 класс » Русский язык 7 класс »

Диктанты с грамматическим заданием на экологическую тему 7 класс
Диктанты с грамматическим заданием на экологическую тему 7 класс 
Повторение изученного в начале года. 
Увядание лета. 
Кончалось лето, но природа ёще не потеряла могучей силы.4,7 Кругом всё радовалось и цвело. В небе плыли прозрачные3 облака. Леса зеленели с бархатной пышностью. 
Было ласково и тепло, но чувствовалось не цветение лета, а увядание.4, 7 В широких3 лугах высились, как сторожевые башни, стога. В сжатых полях желтели снопы. Овёс ждал косы и чуть шелестел. 
Вокруг пахло прогретым сеном, полынью. В этих запахах , как и в шелесте овса, уже ощущалась осень. Листья потеряли шелковую мягкость. Они были словно обрызганы золотистым дождём. Лето увядало. 
(85 слов) 
( По Н. Смирнову) 
Грамматические задания. 
1. Выполнить указанные виды разбора. 
2. Подобрать однокоренные слова к следующим словам: увядание (1 вариант), зеленели (2 вариант) 
3. Подчеркнуть слова, употребленные в переносном значении. 
*** 
Из всех деревьев русского леса милее всех мне наша береза. Хороши и чисты березовые светлые рощи. Белые стволы покрыты тонкой берестой. 
Как только сойдет в лесу снег, набухают на березах смолистые душистые почки. Из каждой случайно надломленной ветки березы каплет живительный сладкий сок. Множество перелётных певчих птиц собирается в березовых рощах. 
Чудесен и ранней осенью березовый лес, покрытый золотистой увядающей листвою. Крутятся в воздухе, падают на землю золотые листочки. От дерева к дереву протянуты тонкие липкие нити серебристой паутины. Прозрачен и чист воздух, малейший слышится в березовом лесу звук. 
(88 слов) 
( По И. Соколову- Микитову) 
Грамматические задания. 
1.Озаглавьте текст. 
2. Образуйте все возможные формы степени сравнения от слов: сладкий (1-й вариант), душистый (2-й вариант). 
Начало осени. 
В раскрытое окно беззвучно прилетел6 и расположился6 на моих бумагах кленовый лист.4 Словно ладонь с широко расставленными пальцами коснулась6 строчек тетради и прикрыла6 их. 
Я убираю6 тетрадь и выхожу в сад. Здесь тихо и пусто. Прихожу6 к реке, раздеваюсь, бросаюсь в воду и приплываю6 к гигантской ели на другом берегу.4 Тело обжигает6 холодом, перехватывает дыхание, водоросли6 прилипают6 к руке. Я выбираюсь6 из воды и удобно располагаюсь6 в прибрежном6 кустарнике. Надо мною синью раскинулось безоблачное небо. Лишь иногда сверкает серебристой вспышкой одинокая прядка паутины и проплывает мимо. Долго потом напрягаешь глаза, прежде чем снова увидишь её. 
(98 слов) 
( По Е. Носову) 
Грамматические задания. 
1. Найдите слова с чередующимися гласными в корне, графически обозначьте их. 
2. Каково значение приставок в словах: прикрыла, прихожу, приплываю (1 вариант), прилипают, прибрежном, прилетел (2 вариант)? 
3. Выполните синтаксический разбор, укажите, какой частью речи выражены члены предложения. 
Текст для комплексного анализа. 
Полынь5 – (не)взрачная трава.4, 7 Это лекарстве(н; нн)ое р..стение популярно чуть (ли) не во всех странах Северного полушария. Целебные свойства полыни извес?ны (из)древле. 
В Ро(с; сс)ии полынью окур..вали пом…щения (во) время эп..демий. Настой пили при заболеваниях желу..ка и печени. 
Полынь охотно пр..няли как пряность и приправу к жареным и тушёным блюдам. А а(п; пп)етит определённо повышался при употреблении.. перед едой полы(н; нн)ых настоек. 
Античные3 авторы высоко ц…нили лекарстве(н;нн)ые свойства горькой полыни. Авиценна пр…пис…вал ей противол..хорадочноое, желчего(н;нн)ые 2 свойства. 
В совреме(н;нн)ой2 народной мед..цине полынь горькую р..комендуют3 при ж..лтухе, малярии, ушибах, бе(с;сс)оннице и ож..рении. 
( По А. Удовицкому) 
Грамматические задания. 
1. Озаглавьте текст 
2. Какова этимология слова ПОЛЫНЬ ? ( Обратитесь к этимологическому словарю) 
3.Объясните орфограммы в словах с пропусками. 
4. Выполните указанные виды разбора. 
5. Выпишите из подчеркнутого предложения все возможные словосочетания, разберите их. 
6.Найдите в тексте предложения с однородными членами, объясните постановку знаков препинания в них, составьте схемы. 
7.Как связаны предложения в тексте? 
8. К какому стилю речи относится данный текст? 
ПРИЧАСТИЕ. 
О пользе растений. 
Нет на свете растения, не полезного хоть чем-то человеку. Из огромнейшего разнообразия высших растений, насчитывающих2, 3 около 350 тысяч видов, он вовлёк в орбиту своей деятельности свыше 2500.4,7 Почти всю обрабатываемую2,3 поверхность земной суши занимают не более 1000 видов. 
Растения прежде всего – источник жизни для человека, животных и , конечно, для почвы.4,7 Растения могут спасать реки от обмеления, водоёмы от высыхания, поля от эрозии, города от снега, грязи и пыли. Поэтому во имя жизни на Земле , во имя процветания будущих поколений необходимо сохранить всё многообразие растений – бесценного дара природы. 
( По А. Удовицкому) 
Грамматические задания. 
1. Образовать от глаголов все возможные виды причастий: 
Спасать (1 вариант) 
Сохранить (2 вариант) 
2. Выполните указанные виды разбора. 
3. Выпишите из текста словосочетания: 
« глагол + существительное» (1 вариант) 
« существительное + существительное» (2 вариант) 
Родные уголки. 
Я с детства был привязан к природе, потому что во мне жило стремление к миру и тишине. 
В тихие весенние ночи я просыпаюсь на сеновале. Меня будит бодрый петушиный крик как бы у самого уха. Душисто пахнет сено. Ласточки- касатки снуют над самой головой, ныряют в открытые, освещенные3 солнцемворота и исчезают в сверкающем безбрежном пространстве. В прорвавшемся солнечном луче плавают золотые пылинки. 
Тиха и извилиста речка, протекавшая в укрытых ивняком и ольховником берегах. Чудесными, полными сказочных тайн казались мне в детстве родные уголки, душистые поляны, заросшие земляникой. В лесу и в поле я учился видеть и слышать. Я слышал, как распускаются цветы и травы, учел находить душистые ягоды, скрывавшиеся в тени кустарников. 
С бьющимся3 сердцем ходил я по земле, украшенной зеленью и цветами. 
( По И. Соколову – Микитову) 
Грамматические задания. 
1. Выписать из текста действительные причастия и разобрать их по составу (1 вариант); страдательные причастия и выполнить их морфемный разбор (2 вариант) 
2. Выполнить морфологический разбор указанных слов. 
Текст для комплексного анализа. 
*** 
Леса учат человека пон..мать прекрасное.4 В лесах с наибольшей выр..зительностью предстают перед нами величавая красота и могущество природы, усиле..ые некоторой3 дымкой таинстве..ости. Это сообщает им особую прелесть. 
Леса являются величайшими3 источниками вдохновения и здоровья.4 Это исполинские5 лаборатории. Вырабатывающ..е кислород и улавливающ..е ядовитые газы и пыль. 
Лесной воздух в двести раз чище и здоровее воздуха городов. Он целебен, он удли..яет жизнь, он повышает нашу жизненную силу и,7 наконец,7 он превращает механический процесс дыхания в наслаждение. 
Но главное не в этом. Лес- это самый верный помощник в борьбе за урожай.4 Он хр..нит почве..ую влагу, см..гчает климат, ост..навливает сухие и жаркие ветры, пр..граждает путь сыпучим пескам. Он является конденсатором5 влаги: росы, тумана, инея.7 Из лесных болот берут начало реки. 
Места, где ун..чтожен лес, подв..ргаются жестоким размывам от талых вод и дождей.7 А то,3 что пощадили дожди, потом разв..вается ветром. 
Невозможно перечислить все бе..ствия , какие3 несёт истребление лесов. Если бы вы знали о них , 7то у вас , 7должно быть, не поднялась бы рука даже на то, чтобы сломать для букета ветку цветущей липы. 
В тех местах , где уничтожены леса. Земля заболевает бе..плодием и сухими язвами оврагов. Нет н..чего 3безотраднее. Чем зрелище пересыхающих грязных рек, порубок, гарей, всех этих пустошей, вызва..ых к жизн.. невежеством, нерадивостью и жадностью ч..ловека. 
Грамматические задания. 
1. Озаглавьте текст. 
2. Какова его основная мысль? 
3. Найдите в тексте повторы. Какова их роль? 
4. Объясните выделенные орфограммы, 
5. Выпишите из текста все причастия, выполните их морфемный разбор. 
6. Разберите 2-3 причастия морфологически. 
7. Какую роль играют причастия в тексте? 
8. « Повесть о лесах», отрывок из которой вы прочитали, написана К. Г. Паустовским в 1948 году. Как вы думаете, актуальны ли проблемы, поднятые в нём, для нашего времени? 
9. Приходилось ли вам бывать в лесу? Опишите свои впечатления от этой прогулки в небольшом сочинении. 
10. Выполните указанные виды разбора . 
ДЕЕПРИЧАСТИЕ. 
Белка. 
В стороне закачались сучья ели. И , мелькнув на мгновение в воздухе, мелким прыжком перескочила белка.4,7 Необыкновенная подвижность делает её заметной уже издали. Сидит ли она на задних лапках, передними обхватив2,3 орех, или прыгает широкими скачками с ветки на ветку, распустив2,3 хвост, или ловко взбирается на вершину ели – во всех движениях её много живости и красоты. Завидев опасность, белка издает глухой покрик, вздрагивая2,3 при этом всем телом и взмахивая2,3 хвостом. Умея отлично лазать, преследуемая белка быстро вертится вокруг толстого дерева, ухватившись всеми лапками за шероховатости коры, и поэтому всё время скрыта от глаз преследователя4,7. Ранней весной мех у белки пёстрый, так как он заменяет пушистую зимнюю шубку коротким буро-рыжеватым мехом. 
(По С. Огневу) 
Грамматические задания. 
1.Выполните морфемный и морфологический разбор указанных слов. 
2.Выпишите словосочетания, соответствующие схемам: 
«глагол + наречие»(1 вариант) 
«деепричастие + существительное» (2 вариант) 
3.Выпишите деепричастные обороты вместе с тем словом, от которого они зависят. 
На озере. 
Отразив2 глубину неба, блеснуло впереди чистое зеркало воды.4,7 Здесь открывается маленькое, прикрытое2 камышами озерко. С особой осторожностью я раздвигаю камыш и высовываю голову. За озерком, отражавшим блеск солнца, на потрескавшемся высохшем болоте вереницей разгуливают редкостные птицы, одетые в синие бархатные камзолы5, играющие 2радугой красок. Отражаясь3 в неподвижном зеркале воды, птицы чинно идут друг за другом.4,7 Я чувствую себя как бы в сказочном театре. На богатую удобную ложу похож куст камыша. Отсюда я наблюдаю невиданное представление, диковинный птичий балет. Актёры-птицы то скрываются, то появляются на освещенной солнцем зеркальной сцене. Я совсем близко вижу их изящные головки, кораллово-красные ножки. Как опытные актёры, птицы прогуливаются по сцене, раскланиваясь2 и приседая3, и мне впрямь кажется, что я сижу в чудесном театре и, потешая меня, передо мной танцуют разряженные маркизы.5 
(По И. Соколову-Микитову) 
Грамматические задания. 
1.Выполните указанные виды разбора. 
2.Выпишите из текста причастные (1 вариант) и деепричастные(2 вариант) обороты вместе со словом , от которого они зависят. 
3.Обозначьте вид деепричастий, встретившихся в тексте. 
Текст для комплексного анализа. 
Скрытая гармония. 
Осень. Свистит ветер с моря и бешено гонит на берег вспененные2 волны. В белых гривах мелькают , точно змеи, чёрные ленты водорослей, и воздух насыщен соленой пылью. 
Сердито гудят прибрежные камни. Сухой шорох деревьев тревожен. Они качают вершинами, сгибаются, словно хотят вырвать корни из земли и бежать в горы. 
Над морем облака изорваны в клочья и мчатся к земле, где беспокойно горит осеннее солнце. На земле ветер прижимает тучи к острым бокам гор, и тучи устало ползут вверх и вниз, забиваясь в ущелья. 
Всё вокруг нахмурено и холодно блестит, ослепляя глаза. По дороге, прикрытой с моря грядою заласканных волнами камней, бегут, гоняясь друг за другом, листья платанов. Плеск, шорох, свист – всё скипелось в один непрерывный звук. Его слушаешь, как песню. 
В этом видимом хаосе чувствуешь скрытую гармонию нетленных сил земли, и страшно хочется жить. 
(По М.Горькому) 
Грамматические задания. 
1. Какова главная мысль текста? 
2. К какому стилю речи относится этот текст? 
3. Найдите в нём эпитеты, сравнения, метафоры. Какова их роль в тексте? 
4. Выпишите из текста деепричастия, произведите их морфемный разбор. 
5. Образуйте от глаголов ЧУВСТВУЕШЬ, ВЫРВАТЬ все возможные деепричастия. 
6. Объясните значения слов: гармония, хаос, нетленные. 
7. Подберите синонимы к словам ЗАЛАСКАННЫЕ,СКРЫТАЯ, НЕПРЕРЫВНЫЙ, НАСЫЩЕН. 
8. Выполните указанные виды разбора. 
9. Какие орфограммы и пунктограммы можно проиллюстрировать данным текстом. 
10. Составьте схемы предложений с причастным и деепричастным оборотом. 



Источник: http://litirus.ru




Категория: Русский язык 7 класс | Добавил: Яромашка (26 Сен 2012) |
Просмотров: 15645 | Теги: контрольные диктанты русский язык к








Мамы и папы Архангельска © 2009 - 2016
Верещагина Ольга Тел.: +7 911 563 5001
E-mail: mamapapa-arh@yandex.ru

Яндекс цитирования Яндекс.Метрика