Главная Форум Фото Справочник Объявления Магазин Мамам Папам Школьникам Бигбары Калькуляторы Кабинет


Категории
Беременность [252]
Роды [93]
Новорожденный [203]
Грудное вскармливание [69]
Здоровье [282]
Рост и развитие [210]
Воспитание [213]
Психология ребенка [195]
Сон ребенка [38]
Детское питание [103]
Детская комната [28]
Безопасность [40]
Детский сад, и все, что с ним связано [62]
Школа и все, что с ней связано [159]
Психология семьи [146]
Братики, сестрички (когда в семье не 1 ребенок!) [42]
Законодательство [37]
СамоМамы (мать-одиночка) [17]
Работающая мама [11]
СлингоМамы [10]
Раздел для пап [55]
День Рождения [27]

Реклама

В этом разделе
Контрольные работы:
1 класс
2 класс
3 класс
4 класс
5 класс
6 класс
7 класс
8 класс
По четвертям
Итоговые, годовые

Рекомендуем

Смотрите


В помощь родителям » Психология ребенка »

Дисграфия
Дисграфия – диагноз на всю жизнь?
В ходе психического развития ребёнка письмо появляется позже других навыков. В отличие от устной, письменная речь формируется только с помощью специального обучения, она более произвольна и сознательна, потому что требует непрерывного звукового анализа. Первые упоминания о нарушениях письма встречаются ещё в 1798 году, но термин «аграфия» (от греческого «а» - отрицание, «графо» - пишу) появился только в 1865 благодаря французскому врачу В.Бенедикту. В дальнейшем это название стали применять только по отношению к взрослым пациентам, у которых письменная речь когда-то была сформирована, но вследствие какого-либо заболевания нарушилась. По отношению же к детям используют термин «дисграфия».
Нейропсихологи и психофизиологи обнаружили в своих исследованиях, что процесс письма осуществляется посредством совместной работы нескольких участков мозга. Вот основные звенья, из которых состоит письменная речь:
1. Намерение что-либо написать и регуляция всего процесса письма. За это ответственны лобные доли головного мозга.

2. Процесс звукоразличения, с помощью которого производится анализ фонетического состава слова. За это важнейшее звено отвечает левая височная доля головного мозга. Она же координирует работу слухо-речевой памяти, которая необходима ребёнку, чтобы запоминать то, что он хочет написать.

3. Зрительные представления, связанные с образами различных букв. Их воспроизведение невозможно без участия затылочных отделов мозга.

4. Актуализация моторных образов букв и обеспечение тонких движений руки. Эту работу выполняет сразу несколько зон мозга, начиная от мозжечка и заканчивая лобными отделами головного мозга.

Таким образом, при несформированности функций каждой из описанных зон у ребёнка могут возникать проблемы с письменной речью. По данным различных исследований, дисграфия в той или иной степени встречается у 5-15% младших школьников и у 3-7% детей от 10 до 16 лет. Иными словами, эта проблема поддаётся коррекции, если ребёнок вовремя попадает в руки специалиста - логопеда или нейропсихолога. Но даже пройдя курс специальных занятий, необходимо постоянно помнить, что такой школьник больше других детей нуждается в индивидуальном подходе при обучении. В некоторых американских штатах существуют законы, защищающие права детей, имеющих трудности в письме и чтении. Так, школьным учителям запрещается зачитывать перед всем классом «перлы» из тетрадей дисграфиков и заставлять читать вслух дислексиков. Законы не случайно объединяют детей с этими расстройствами письменной и устной речи в одну группу. По статистике, «чистые» дисграфики встречаются очень редко. Поскольку разные виды речи тесно связаны между собой, дисграфия часто сочетается с дислексией.

Слабое звено
Можно выделить несколько групп детей, предрасположеных к появлению дисграфии. Освоение письменной речи нелегко даётся левшам и, в особенности, переученным левшам. В отличие от правшей, они от природы имеют менее чёткое распределение функций между двумя полушариями мозга. В этой ситуации переучивание на правую руку вносит ещё больший хаос в психическую деятельность. Другая группа риска - так называемые двуязычные дети, которым приходится осваивать письменную речь на чужом языке, в то время как думают они на родном.
Как ни странно, к дисграфии также склонны дети, рано освоившие грамоту по методикам, обучающим слоговому чтению, минуя звуко-буквенный анализ (например, кубики Зайцева и другие). Но поскольку эти проблемы в письменной речи связаны не с особенностями функционирования мозга, а с противоречиями в разных методиках обучения, они быстро устраняются после нескольких коррекционных занятий. Гораздо больше времени на коррекцию дисграфии требуется детям, имеющим проблемы со зрительной или слухо-речевой памятью, несформированностью пространственных представлений и других высших психических функций.

Типы дисграфии
Существует несколько классификаций дисграфий, но все их можно свести к пяти основным формам.
1. Артикуляторная.
При этом виде дисграфии ребёнок допускает ошибки на письме из-за своего неправильного произношения - то есть пишет так, как говорит. Например, если в устной речи школьника отсутствуют чёткие звуки «ш» и «щ», то и при написании они будут смешиваться.

2. Акустическая.
Данная форма возникает из-за того, что ребёнок пишет так, как слышит, путая глухие и звонкие звуки (например, «дуп» вместо «дуб», «ковта», а не «кофта» и т.д.), твёрдые и мягкие («больит», «мосьтик», «писмо» ), а также шипящие и свистящие (например, «писчат» вместо «пищат»).

Поскольку описанные дисграфии связаны с восприятием и воспроизведением речи, их коррекцию должны проводить логопеды. Большая часть упражнений направлена на исправления произношения и обучение чёткой дифференциации трудных звуков. Следующие три формы возникают из-за несформированности других базовых психических функций и их дискоординацией, поэтому занятия с детьми, имеющими соответствующие нарушения, осуществляют нейропсихологи.

3. Оптико-пространственная.
Это наиболее распространённый вид дисграфии, связанный с несформированностью пространственных представлений и синтезом информации от разных анализаторов. Типичными ошибками для данной формы являются зеркальное написание букв, недописывание их элементов, перестановки букв и слогов, смешивание слогов и букв из разных слов в одном слове (к примеру, из слов «ясный» и «день» может получиться «ядный сень»), слитное написание предлогов или, наоборот, отдельное написание приставок («при коснулся»). Ребёнку, испытывающему описанные трудности, помогут упражнения, закрепляющие представления о структуре букв и составе слова. Легко выделяя элементы трудных графем, конструируя их из пластилина или спичек, находя приставку, корень или окончание в словах, школьник уже не допустит таких ошибок. Также будут полезны «вспомогательные» игры, направленные на коррекцию пространственных представлений: например, можно попросить ребёнка разделить длинное слово на правую и левую части, посчитать количество букв, слогов в каждой из них, составить другие слова из тех же букв.

4. Аграмматическая.
Основные трудности при данной форме дисграфии связаны с неправильным употреблением окончаний, предлогов, ошибками при изменении слов по падежам, числам, трудностями согласования слов между собой. Бесконечное заучивание и повторение правил грамматики не даёт никакого результата. При этом устная речь ребёнка бедная, состоит из простых предложений, – то есть ребёнок избегает употребления сложных грамматических конструкций. Чтобы решить эту проблему, школьнику необходимо больше читать и пересказывать прочитанное, научиться составлять план рассказа и формулировать вопросы к тексту. Полезно заучивать стихи и песни, так как вместе с ритмом или мелодией будут запоминаться различные грамматические конструкции.

5. Моторная.
Как видно из названия, эта форма дисграфии связана с нарушениями движений. Она проявляется в недописывании слов, появлении лишних, двойных или даже тройных букв, пропусках букв и слогов. С одной стороны, моторная дисграфия является следствием нарушения контроля за собственными движениями, но довольно часто указанные ошибки оказываются следствием неврологических нарушений: повышенного, сниженного или неустойчивого тонуса руки, быстрой утомляемости и т.д. Если наряду с ошибками на письме у школьника неровный, неразборчивый, чересчур мелкий или размашистый почерк, необходимо обратиться за консультацией к неврологу. Изменения в режиме дня, перераспределение учебной нагрузки позволяют детям с моторной дисграфией справиться с имеющимися трудностями.

Источник: psiho-sovet.ru




Категория: Психология ребенка | Добавил: Яромашка (08 Июн 2012) |
Просмотров: 2979








Мамы и папы Архангельска © 2009 - 2016
Верещагина Ольга Тел.: +7 911 563 5001
E-mail: mamapapa-arh@yandex.ru

Яндекс цитирования Яндекс.Метрика