Главная Форум Фото Справочник Объявления Магазин Мамам Папам Школьникам Бигбары Калькуляторы Кабинет


Категории
Беременность [252]
Роды [93]
Новорожденный [203]
Грудное вскармливание [69]
Здоровье [282]
Рост и развитие [210]
Воспитание [213]
Психология ребенка [195]
Сон ребенка [38]
Детское питание [103]
Детская комната [28]
Безопасность [40]
Детский сад, и все, что с ним связано [62]
Школа и все, что с ней связано [159]
Психология семьи [146]
Братики, сестрички (когда в семье не 1 ребенок!) [42]
Законодательство [37]
СамоМамы (мать-одиночка) [17]
Работающая мама [11]
СлингоМамы [10]
Раздел для пап [55]
День Рождения [27]

Реклама

В этом разделе
Контрольные работы:
1 класс
2 класс
3 класс
4 класс
5 класс
6 класс
7 класс
8 класс
По четвертям
Итоговые, годовые

Рекомендуем

Смотрите


В помощь родителям » Психология ребенка »

Физически слабые, болезненные дети и их нервность, "трудность"
Здоровые и крепкие дети чаще спокойны, жизнерадостны, легче приспосабливаются к яслям и детскому саду, школе, чем слабые. Это естественно. Крепкий и здоровый реже испытывает неприятные, болезненные ощущения, реже болеет, а значит, и более приспособлен к трудностям, более уверен в себе. Такого ребенка и воспитывают спокойно, поскольку его физическое состояние не вызывает опасений. Он самостоятелен, уважаем сверстниками, часто - лидер.



У физически слабого, болезненного все по-иному. Слабость, болезненность угнетающе воздействуют как на ребенка, так и на его родителей. Ребенок испытывает болезненные ощущения, чувство психофизического дискомфорта. Слабый ребенок переносит одно простудное заболевание за другим. Он не успевает окрепнуть, как заболевает вновь. Родители нервничают, и их состояние и тревога передаются ребенку. Его раздражает сама необходимость лечения. То он у врача, то врач у него. Лекарства, процедуры, исколото тело, а он ребенок и не понимает происходящего. Для него все это - стресс, насилие, страх, беда. Он вздрагивает, когда звонят в дверь, и прячется под стол, но его вытаскивают и вновь смотрят горло. Это само по себе превращается в психическую травматизацию. Такой ребенок становится плаксивым, капризным, возбудимым, раздражительным.

Подрастая и оставаясь слабым и болезненным, ребенок мало общается со сверстниками, поскольку те его не принимают: он портит игру. Он сам избегает сверстников, испытывая страх перед сильным и боясь осрамиться. Бывает, что он, напротив, стремится в их среду, но делает это конфликтно или играя роль шута. То и другое деформирует складывающуюся личность. Слабый, болезненный испытывает чувство бессилия, что психологически противоестественно для ребенка. Детство - это жизнерадостность и бьющая через край энергия. А он, как человек, чувствующий себя постаревшим. Он не способен перетерпеть, смириться со своей слабостью. Это серьезный кризис для него. И слабый редко бывает уверенным в себе, чаще идет по пути к неврозу.

Родители такого ребенка озабочены и встревожены его состоянием и зачастую им "не до воспитания, был бы жив". Они терпят его капризы, обостренно реагируют на его слезы, во всем ему потакают. Бабушка слабого требует: "Отстаньте от него, он и без того еле дышит". Отцу заявляют: "Командуй на работе, а больного ребенка оставь в покое". Так возникают предпосылки формирования истеричности (см. статью "Неврозы у детей. Истерический невроз"). Физически слабому, болезненному грозит и тревожно-мнительное воспитание.

Ребенок со временем окрепнет, а последствия тревожного отношения родителей к слабости или болезненности останутся на всю жизнь.

Что же делать? Физическое укрепление болезненного, слабого - профилактика нервности и трудности. Закаливание, общефизическая подготовка такого ребенка - насущная и первостепенная забота родителей. Нет слабого, которого невозможно оздоровить. Требуется лишь терпение и неустанная работа, но вместе с ним, а не за него. Нередко слабые, болезненные, которые вместе с родителями упорно преодолевают такое состояние, становятся не только здоровее и закаленнее крепких от рождения, но и более волевыми.

Каждая минута относительного здоровья такого ребенка используется для выезда с ним за город, для прогулки. Утренняя и вечерняя зарядка делается всей семьей, чтобы ребенок воспринял ее столь же необходимой, как чистку зубов, как завтрак и ужин, - естественное, без чего люди не живут. Обязательны обливания теплой, а затем водой комнатной температуры, что приносит пользу если неукоснительно выполняется шесть месяцев подряд. Слабый ребенок должен много двигаться. Его одевают легко и свободно, чтобы он не мерз, но и не изнемогал от жары, не потел. Следят за состоянием горлышка, языка и зубов, дважды в день проводя очищающие и оздоровляющие полоскания (шалфей, календула, эвкалипт, ромашка и др.). Его ободряют, добиваются, чтобы сегодня он чувствовал себя крепче и лучше, чем вчера, вселяя тем самым обоснованную надежду, что завтра он будет еще здоровее. Воспитывают его так, как если бы он был абсолютно здоров. Издревле известно, что здоровый, полагающий себя больным, приходит к болезни, а верящий в то, что будет здоров, станет таковым.

Слабого ребенка не следует жалеть. Жалость в таком случае не любовь, а своего рода тип неправильного воспитания. Его, конечно, щадят, но неприметно для него. Ему помогают, но посильное он должен выполнять сам. Если он поймет, что болезненность приносит поблажки, он может стать истеричным. К одной беде - слабости - в таком случае добавляют другую - нервность или трудность. Слабый ребенок и без того нервный или трудный из-за испытываемых им болезненных ощущений, повышенной утомляемости. Это надо понимать, не провоцировать его на конфликт, протест, а быть с ним справедливым, оберегать его от нервно-физических перегрузок, но и не потакать капризной требовательности, не пестовать бездеятельность.

Все вышесказанное справедливо и для детей, ослабленных хронической пневмонией, пиелонефритом, другими хроническими и инфекционными заболеваниями. Естественно, в каждом таком случае имеются свои врачебные рекомендации. Но в основе болезни и этих детей - ослабленность. И им угрожает неправильное отношение родителей к их воспитанию. А в итоге - нервность или трудность. Пессимизм, позиция "больного старичка" - у ребенка.

Психическое состояние ребенка, страдающего хроническим или инфекционным заболеванием, или затрудняет его излечение от этих болезней, или способствует исцелению. Тут уместно вспомнить древнюю мудрость: "Или врач и больной против болезни, или больной и болезнь против врача". Начинающий жить не должен смиряться с болезнью. Для ребенка и подростка болезнь противоестественна, а настраивать их следует однозначно - к исцелению.

Заслуживает внимания и детская нервность или трудность, связанная с периодом реконвалесценции - состоянием после перенесенного заболевания. После любой болезни ребенок на определенное время декомпенсирован. Грипп, острые простудные заболевания, инфекции проходят не так быстро, как думают некоторые родители. Болея, ребенок теряет витаминный запас, что приводит к кровотечениям из носа, кровоточивости десен, шелушению кожи, появлению гнойничков, замедленному заживлению ссадин, "заедам" в углах рта, конъюнктивитам, резям в глазах, зуду и многому другому, но более всего к чувству слабости, утомляемости.

Вирусное заболевание протекает с повышением давления ликвора (жидкости) в желудочках мозга, с микроотеком мозга.

Выражено это как будто слабо, но последствия длительны. Болезнь всегда сопровождается вегетативной дистонией, часто с гипотонией, интоксикацией нервной системы и других систем организма. Температура спала, родители выждали три дня - ребенок здоров. Ан нет! Реконвалесценция длится неделями и месяцами. Ребенок стал нервным, ранимым, обидчивым, быстро устает. Нередко отклоняющееся поведение ребенка, возникновение нервности, раздражительности, плаксивости, капризности начинается именно в этот период, после соматического или инфекционного заболевания.

Ослабленный ребенок требователен, часто не знает, чего он хочет, и своим поведением раздражает взрослых, сверстников, создавая конфликтные ситуации из ничего. Он особенно чувствителен к конфликту, неспособен его адекватно изжить, склонен к его раздуванию. Он острее воспринимает несправедливость со стороны близких: даже их обычные замечания и требования выводят его из себя, вызывают психотравмирующие переживания. Он кричит, плачет, двигательно не упорядочен и тогда, когда причина инцидента уже забыта. Надолго выйдя из колеи, соматически ослабленный ребенок не может успокоиться и, продолжая во сне переживать случившееся, мечется, просыпается ночью с криком. Утром родители со смущением выясняют, что ребенок не удержал мочу. Аппетит у него исчезает. Такой ребенок - легкая добыча нового вируса. Астеническое состояние усиливается, усиливаются и ранимость, конфликтность. Ребенок попадает в некий порочный круг, выход из которого труден.

Такого ребенка, как и физически слабого, неприметно щадят. Незаметно убирают лишние нагрузки, но он не бездельничает, а посильно и усердно трудится. Устал - пусть отдохнет, а потом работает вновь. Поработал за столом - пусть побегает, попрыгает. Долго молчал, слушал сказку - пора поиграть, пошуметь. Поиграл с детьми - пришло время побыть одному. Ослабленному после болезни ребенку нет необходимости присутствовать на детском празднике, представлении от начала до конца. Побледнел, глазки потускнели, осунулся - устал. Вспомните тут же, что "Мишка-медведь не кормлен, скучает один", и уведите его домой. Он повышенно истощаем, поэтому старайтесь забирать его из детского садика как можно раньше. В школе ему также дают прийти в себя, и в течение двух недель после болезни, даже простудной, его не рекомендуется опрашивать, форсировать наверстывание упущенного. Его работоспособность восстанавливают постепенно. Все понимают его состояние, все доброжелательны к нему, но деловито, спокойно.

После заболевания, когда ребенок перевозбужден и раздражителен, можно дать ему валериану, пустырник, боярышник, чтобы успокоить, элеутерококк, аралию, заманиху, чтобы стимулировать, - по капельке за каждый год жизни, т.е. пятилетнему по пять капель два-три раза в день. Чтобы ребенок окреп, ему дают апилак по одной таблетке утром и днем под язык, а также поливитамины, ноотропы (ноотропил), чай с мятой перечной, мед, лимон, гранат. Из очищенных, промытых и высушенных корневищ валерианы лучше приготовить напар или отвар (по 6г на 200 мл воды) и давать детям в период реконвалесценции по чайной или десертной ложке два-три раза в день. Валериану, как и мяту перечную, употребляют длительно - один-три месяца. Цветущие части стебля, цветы и листья пустырника успокаивают более, чем валериана, но пустырник применяют две-три недели, поскольку он снижает артериальное давление. Эти травы и лекарства можно приобрести в аптеке с рекомендацией к употреблению.

Полноценный здоровый сон необходим любому ребенку. В период реконвалесценции он важен вдвойне. Вымытые ножки, чистая кожа, свободная и длинная ночная рубашка, свежий воздух в спальне, тишина обеспечат ребенку спокойный сон. Дышать он должен носом, спать с закрытым ртом (в противном случае следует посоветоваться с отоларингологом - возможно, у него аденоидные разращения, которые следует удалить). Ему не холодно в постели и не жарко. Кроватка установлена подальше от батареи парового отопления. У малыша нет остриц (глисты должны изгоняться немедленно!), и он не просыпается с плачем через полтора часа после засыпания от зуда вокруг заднего прохода. Он не перекормлен, но сыт, не пьет на ночь чай, не возбужден. Малыш почистил зубки, и его ротик свеж. За час до сна он уже не бегает, ему читают сказку, он рисует, спокойно играет и в постель отправляется успокоенным. Его не дергали перед сном замечаниями, избегали шума. В семье все спокойны, и взрослые отложили выяснение отношений между собой до следующего дня.

В субботу и воскресенье родители всю светлую часть дня (осенью, зимой и весной) проводят с малышом на улице, а если возможно - в парке, в лесу, за городом. И он окреп, весел. Его развитие после болезни не омрачено астенией - недопустимой для детского возраста слабостью, истощаемостью, болезненностью.

Ослабленного ребенка, перенесшего одну за другой детские инфекции, страдающего хронической пневмонией или другим хроническим заболеванием, ребенка после тяжелой операции, чрезмерно истощаемого в некоторых случаях рекомендуется задержать на год дома или в детском садике. Что толку в том, что он окончит школу вовремя, но тут же станет на учет к психиатру или на диспансерное наблюдение с хроническим заболеванием внутренних органов.

К детской нервности и трудности приводит церебрастения (состояние после сотрясения или ушиба головного мозга, а также после менингита). В этом случае ребенок страдает от головных болей, потлив, раздражителен, возбудим и вспыльчив. Для него особенно характерна утомляемость, он просыпается не отдохнувшим, у него нарушен сон, отсутствует аппетит. Для ребенка с церебрастенией обязателен щадящий режим с предоставлением дополнительно выходного дня в течение двух-трех месяцев, с освобождением от физкультуры на этот же срок. Родители оберегают его от новых черепных травм. В таких случаях я говорю: "У вашего ребенка сейчас головка как бы хрустальная".

В течение года не должен играть в футбол и хоккей, прыгать в воду, кататься на санях, коньках, ездить на велосипеде. Его не возят на машине по проселочным дорогам. Родители нередко протестуют: "Как же, доктор, ведь он физически деградирует". Вот этого как раз не следует допускать. Такой ребенок не должен прыгать, бегать, падать, но длительная, достаточно быстрая ходьба не только возможна, но и необходима. Он может ходить на лыжах, но лишь по ровной местности. Нет ограничений и для его рук. Он делает утреннюю гимнастику, но опять-таки без резких движений, наклонов. Разумеется, родители оградят его в этот год от чрезмерных умственных перегрузок, отменят занятия музыкой, иностранными языками.

Летом ребенок с церебрастенией отдыхает индивидуально - с отцом, матерью, бабушкой, для чего они берут отпуск поочередно. Не следует ранее, чем через год после болезни, вывозить его в южные районы из северных и средних широт. Лучший отдых для него в сельской местности и в той области, где он живет. Отдыхает он возле леса, рядом с рекой или озером. Тишина, дозированное общение с одним-двумя сверстниками благодатно сказываются на его нервной системе. Белая шапочка, майка и трусики защищают ребенка от солнца, у него загорают только руки, ноги и лицо.

Вегетативную нервную систему, которая более всего страдает при сотрясении головного мозга и при серозном менингите, следует укреплять водными процедурами, воздушными ваннами. Обтирание до пояса полотенцем, смоченным в воде комнатной температуры, принесет ребенку большую пользу, если это делать регулярно и длительно.

В течение шести месяцев ребенок с церебрастенией соблюдает диету без острого, пряного, жареного, возбуждающего (чай, кофе, шоколад). Потребление жидкости ограничивается, и он ест меньше супа, не пьет лимонады, квас, да и соки следует заменить овощами. Только молоко можно пить без ограничений.

Период такой сверхохраны - от шести месяцев до года, в зависимости от тяжести сотрясения или протекания менингита и от самочувствия ребенка.

К ослабленным, болезненным правомерно отнести детей с диатезами. Диатез в переводе с греческого - предрасположение, что подчеркивает врожденность этого состояния. Речь идет о сложных, во многом еще не выясненных нарушениях внутриутробного развития систем организма, об их слабости, что приводит к нарушению обмена веществ, иммуногенеза или к врожденной уязвимости кожных покровов и слизистых оболочек.

Экссудативно-катаральный диатез. Проявляется с первых месяцев жизни. Наблюдаются упорные опрелости, склонность к воспалительным процессам на коже. Обычно это покраснение кожи лица, ее раздражение, мокнутия. На головке отмечается себорея - повышенное шелушение. Уязвимы и слизистые оболочки, что требует особенно тщательного ухода за полостью рта ребенка. Язычок обложен, на нем наблюдаются пятна покраснения, раздражения - "географический язык". Повышенно уязвимы и слизистые горла, носа, у ребенка часты воспаления носоглотки, ушек. Уязвимость слизистой носоглотки, склонность к отекам гортани приводят к повышенной готовности к возникновению такого грозного состояния, как ложный круп, а также к астматическому бронхиту.

Диатез всегда протекает с вегетативной дистонией. Страдающий диатезом ребенок повышенно чувствителен к влияниям внешней среды. Даже воздух для него чрезмерно сильный раздражитель, и открытые части тела, лицо при экссудативном диатезе мокнут, зудят. По сути это часто начало нейродермита. Такой ребенок, как и страдающий невропатией, метеопат. Изменение погодных условий нарушает его самочувствие. Запахи, резкие звуки, яркий свет раздражают его, вызывая сильные реакции. Его либо беспокоит зуд, жжение, саднение, покалывание, либо он постоянно ощущает то, что называется "ползанием мурашек". Поэтому его именуют также сенестопатом. Ребенок с диатезом, подобно невропатичному, "принцесса на горошине". Обычная шерстяная кофточка, шарфик, грубая ткань белья, даже едва заметные рубчики одежды для него сущая мука.

Его постоянное самочувствие можно сравнить с ощущениями обожженных. Чтобы понять его, следует представить, что такое вечно зудящая кожа. Ему неприятны и болезненны прикосновения. Он как бы без кожи, его нервная система как будто оголена. Он капризен, плаксив, повышенно возбудим и раздражителен, обостренно раним, чувствителен. Одним словом, он нервный, а стало быть, и трудный. Естественно, что чрезвычайная чувствительность ребенка, страдающего экссудативно-катаральным диатезом, приводит к беспокойному сну. Не выспавшись, он становится еще более нервным. Нервность ребенка с диатезом врожденна, как и при невропатии.

Экссудативно-катаральный диатез, как правило, сопровождается аллергией. Вначале она проявляется нетерпимостью к молоку, даже материнскому, далее - ко многим продуктам питания, особенно к курятине, яйцам, рыбе, цитрусовым, клубнике, продуктам пчеловодства и т.д. На мой взгляд, экссудативно-катаральный диатез - следствие врожденной слабости систем легких (включая носоглотку) и толстого кишечника. Глубинная взаимосвязь этих систем с кожными покровами и слизистыми оболочками объясняет клинику данного синдрома. По моему мнению, экссудативно-катаральный диатез - защитное состояние или, как называют подобные явления, защитно-заместительный очаг.

Неосторожное вмешательство в таком случае чревато угрозой перехода этого синдрома в хроническую патологию легких (бронхиальная астма, хроническая пневмония), толстого кишечника (колиты) и кожных покровов (нейродермит, экзема). Если родители тщательно ухаживают за кожей ребенка и его слизистыми оболочками, тщательно следят за диетой и регулярностью стула (профилактика запоров), избегают аллергизирующих факторов (в том числе в диете), используют болтушки для кожи (без гормональных добавок!), экссудативно-катаральный диатез пройдет без неблагоприятных последствий. Системы легких, толстого кишечника "дозреют", и организм справится с данным диатезом.

Естественно, многочисленные неприятные ощущения со стороны кожи, слизистых нервируют ребенка. Он раздражителен, возбудим. И это неблагоприятное начало жизни, поскольку малыш может привыкнуть к повышенному вниманию к себе и пойти по пути истерического развития. Своей болезненностью страдающий диатезом ребенок как бы подталкивает к тревожно-мнительному и изнеживающему воспитанию. Но такому ребенку необходима не жалость родителей, а их спокойные и деловитые действия. Не следует причитать: "бедненький ты мой", причиняя при этом боль неловкими движениями. Ребенка с диатезом следует спокойно одеть, выбирая мягкую, качественную одежду, оберегать его от всего, что раздражает, вызывает возбуждение. Родители охраняют его от резкого света, от шума, увлажняют воздух в помещении, не жарят пищу, а только варят во избежание сильных запахов, не красят при нем стены, двери, рамы, не вывозят его за пределы привычной климатической зоны: если он живет на севере или в средней полосе, юг, южные моря не для него, и дальний перелет противопоказан ему до семи-восьми лет.

Ребенку с диатезом полезен длительный (три-шесть месяцев) прием напаров мяты перечной и валерианы лекарственной, манная каша и капустные отвары, сок граната и отвары из изюма. Полезны и отвары из березовых листьев, березовый сок. Очень полезны яблоки, но только летнего сорта и сорт "семиренко". Показаны кисломолочные продукты и свежий сыр.

Нервно-атрический. В его истоках - врожденное нарушение обмена веществ. С раннего возраста у этих детей плохой аппетит, склонность к нарушениям пищеварения. Любая погрешность в пище кончается несварением, послаблением стула, интоксикацией. В такие дни ребенок слабеет на глазах, бледен и выглядит тяжело больным. С трех-пяти лет возможны ацетонемические рвоты, и ребенка ограничивают в жирах, исключают из питания свинину, яйца, мясо птицы, какао, острую и пряную пищу, ограничивают сладости, сметану, сливки, бобовые, щавель. У такого ребенка в моче нередко обнаруживают ураты и оксалаты. Чаще всего он худенький, бледный, с темными кругами под глазами. Он задерживается в физическом развитии, миниатюрен.

Для детей с нервно-атрическим диатезом характерно раннее психическое развитие. Часто они - вундеркинды. Они нервны и трудны. Как правило, такие дети очень требовательны, склонны к агрессивности, насмешкам над другими, к злому слову, хитрости, интриге и их характеризуют как "вредных". Нередко они замкнуты, чрезмерно обидчивы, ранимы и мстительны. Они выдумщики, в общении с детьми стремятся к лидерству, но, поскольку они конфликтны, общение у них нарушено. Естественно, это нестандартные дети и их воспитание затруднено. Однако спокойствие родителей успокаивает и их. Они требуют понимания своих переживаний, и родители особенно внимательны и чутки к таким детям.

Если они заходят далеко в своих требованиях, в агрессивности, их решительно останавливают, но не криком, на что они ответят еще более громким криком, как при невропатии, и истерической реакцией, а сдержанным выражением неодобрения. Эти дети умны, и с ними разговаривают серьезно, считаясь с их обостренной восприимчивостью. Они понимают, когда с ними говорят серьезно, когда их аргументированно убеждают. В детский садик их отправляют не ранее пяти лет. Их быстрое умственное развитие поощряют беседами, но не ранним обучением чтению и письму. Лучше всего такие дети чувствуют себя на природе: в парке, в лесу, у озера, где с ними и проводят время в беседах о природе, о жизни. Эти дети нуждаются в успокоительных лекарственных сборах трав.

Лимфатико-гипопластический диатез. В этом случае речь идет о врожденном нарушении развития вилочковой железы и надпочечников, что приводит к снижению иммунитета или к его искажению. Дети, страдающие этой формой диатеза, часто болеют, полны, одутловаты, бледны. У них слабая мускулатура, и они диспластичны, неловки, малоподвижны. Для них характерны увеличенные лимфатические железы, чаще на шее, разрастания аденоидной ткани - и тогда у них полуоткрыт рот, затруднено дыхание. Они быстро устают, невыносливы. Естественно, у них часты заболевания носоглотки, ушей и они слишком хорошо знают дорогу к кабинету отоларинголога. Нередки и осложнения в виде стридора - врожденного сужения гортани и отека ее, трахеобронхиты, астматические бронхиты. Такие дети как бы прописаны в поликлинике.

Дети, страдающие данной формой диатеза, пассивные, вялые, заторможенные. Они нытики, плаксивы и вызывают чувство жалости. Эти их особенности таят в себе опасность изнеживающего воспитания. Страх за их здоровье побуждает родителей снизить требования к ним, поскольку ничто так не порабощает взрослых, как слабость ребенка. Дети, страдающие лимфатико-гипопластическим диатезом, вначале задерживаются в психическом развитии и в первых классах школы неприметны и даже отстают в учебе. Следует ободрять их, чтобы у них не развилось чувство неполноценности. Им помогают в учебе, их не торопят.

В первых классах школы они нуждаются в дополнительном выходном дне. Однако не следует беспокоиться об их будущем: трудолюбие поможет им взять свое в старших классах и далее - в жизни. Их осторожно, но упорно закаляют, оберегают от контактов с больными детьми, и они постепенно крепнут. В школьные годы они вначале освобождаются от физкультуры, затем, с третьего-четвертого класса, посещают занятия для физически ослабленных, а далее осторожно приобщают к спорту, но не к "спорту чемпионов", а к спорту для здоровья. Такие дети подобны флегматикам: они "тихо едут", но терпеливы и упорны, а поэтому нередко "дальше едут".

Ребенок, страдающий диатезом, безусловно требует повышенного внимания, даже снисхождения, но в строго дозированной степени, чтобы преходящее болезненное состояние не породило непреходящую нервность или трудность. Да, нервность ребенка вызывалась определенной причиной. Да, она была обоснованной. Но если в этот период родители уступали ему буквально во всем, капризность, истеричность станут чертами характера. У него уже нет диатеза, но он не желает отказаться от того повышенного внимания, которое ему уделялось. Поэтому, повторяю, более тщательный уход за такими детьми, создание для них более комфортных условий осуществляются без тревожности и попустительства.

То же и при аллергической предрасположенности. Это некое сложное, связанное с нарушениями в защитных механизмах, в том числе иммунных, расстройство. Она приводит к повышенной возбудимости, раздражительности, капризности, плаксивости, обостренной ранимости и чувствительности, а нередко и к агрессивности, аффективной вспыльчивости, к требовательности и протестности. И при аллергии ребенка понимают, терпеливо и упорно лечат, соблюдают строжайшую диету, но воспитывают без пагубной жалости и изнеживания, поскольку и аллергия пройдет, а нервность или трудность могут закрепиться и остаться.

В характере много и часто болеющих, страдающих диатезом и аллергией часто имеют место замкнутость, пессимизм и недоброжелательность по отношению к другим, а также чувство зависти. Родители вкладывают все тепло своей души, чтобы ребенок не ожесточился сердцем, страдая от болезни, которую трудно, не пав духом, перенести и взрослому, уделяют ребенку много внимания, но и отвлекают его от болезни и неприятных ощущений, связанных с ней. Они приобщают его к жизни детей, к жизни вокруг. И цель достигнута, если на лице больного - улыбка и радость.

Ребенку, как уже отмечалось, обеспечивают покой, дают возможность уединиться, когда он хочет побыть один. Летний отдых для часто болеющего, страдающего диатезом и аллергией стараются организовать в спокойных условиях на даче. Показаны и успокаивающие водные и другие процедуры. Его не возят на возбуждающие зрелища (цирк, праздники для детей, спортивные состязания), ограничивают просмотр телепередач и подбирают успокаивающую музыку и чтение. Ему не устраивают шумного дня рождения. Даже цвет обоев в квартире должен быть спокойным - голубые, светлые тона, но ни в коем случае красные, желтые или зеленые. Такому ребенку вредно загорать, его лечит природа: озеро, река, море, горы, лес, луг.

Автор: В.И. Гарбузов, профессор, психоневролог-психотерапевт, врач высшей категории.



Источник: mospsy.ru




Категория: Психология ребенка | Добавил: Яромашка (27 Июн 2012) |
Просмотров: 2495








Мамы и папы Архангельска © 2009 - 2016
Верещагина Ольга Тел.: +7 911 563 5001
E-mail: mamapapa-arh@yandex.ru

Яндекс цитирования Яндекс.Метрика