Главная Форум Фото Справочник Объявления Магазин Мамам Папам Школьникам Бигбары Калькуляторы Кабинет


Категории
Беременность [252]
Роды [93]
Новорожденный [203]
Грудное вскармливание [69]
Здоровье [282]
Рост и развитие [210]
Воспитание [213]
Психология ребенка [195]
Сон ребенка [38]
Детское питание [103]
Детская комната [28]
Безопасность [40]
Детский сад, и все, что с ним связано [62]
Школа и все, что с ней связано [159]
Психология семьи [146]
Братики, сестрички (когда в семье не 1 ребенок!) [42]
Законодательство [37]
СамоМамы (мать-одиночка) [17]
Работающая мама [11]
СлингоМамы [10]
Раздел для пап [55]
День Рождения [27]

Реклама

В этом разделе
Контрольные работы:
1 класс
2 класс
3 класс
4 класс
5 класс
6 класс
7 класс
8 класс
По четвертям
Итоговые, годовые

Рекомендуем

Смотрите


В помощь родителям » Рост и развитие »

Как произносятся звуки Р и Рь в норме?


Звук р - согласный, твердый, дрожащий.
Звук рь - согласный, мягкий, дрожащий.
Правильная атикуляция звука р заключается в следующем:
  • губы - полураскрыты или же занимают положение, необходимое для произнесения последующего звука (чаще гласного);
  • зубы - разомкнуты;
  • язык - широкий кончик языка поднят вверх к бугоркам за зубами (альвеолам), напряжен, спинка языка приподнята, между нею и нёбом свободно проходит воздух, боковые края языка плотно прилегают к верхним коренным зубам;
  • голосовые связки - вибрируют, давая голос;
  • воздушная струя - очень мощная, при выдохе проходит через ротовую полость, попадает на напряженный кончик языка и колеблет его.
Мягкий звук рь отличается по артикуляции от парного твердого звука рдополнительным подъемом средней части спинки языка к нёбу и некоторым продвижением его вперед.
_________________________________________________________________________

Комплекс упражнений для выработки правильного произношения звука [P].Чьи зубы чище? 

Чьи зубы чище?
Цель. Вырабатывать подъем языка вверх и умение владеть языком. 
Описание. Широко открыть рот и кончиком языка "почистить" верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону. 
Внимание! 1.Губы в улыбке, верхние и нижние зубы видны. 2.Следить, чтобы кончик языка не высовывался, не загибался внутрь, а находился у корней верхних зубов. 3.Нижняя челюсть неподвижна; работает только язык.
 
Маляр
Цель. Отрабатывать движение языка вверх и его подвижность. 
Описание. Улыбнуться открыть рот и "погладить" кончиком языка нёбо, делая языком движения вперед-назад. 
Внимание! 1.Губы и нижняя челюсть должны быть неподвижны. 2. Следите, чтобы кончик языка доходил до внутренней поверхности верхних зубов, когда он продвигается вперед и не высовывался изо рта.
 
Кто дальше загонит мяч
Цель. Вырабатывать плавную, длительную, непрерывную воздушную струю, идущую посередине языка. 
Описание. Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно звук ф, сдуть ватку на противоположный край стола. 
Внимание! 1.Нижняя губа не должна натягиваться на нижние зубы. 2.Нельзя надувать щёки. 3.Следить, чтобы ребёнок произносил звук ф, а не звук x, т.е. чтобы воздушная струя была узкой, а не рассеянной.
 
Вкусное варенье. 
Цель. Вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки, которое он принимает при произнесении шипящих звуков. 
Описание. Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону. 
Внимание! 1.Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не "подсаживала" язык наверх - она должна быть неподвижной (можно придерживать её пальцем). 2.Язык должен быть широким, боковые края его касаются углов рта. 3.Если упражнение не получается, нужно вернуться к упражнению "Наказать непослушный язык". Как только язык станет распластанным, нужно поднять его наверх и завернуть на верхнюю губу.
 
Индюк. 
Цель. Вырабатывать подъем языка вверх, подвижность его передней части. 
Описание. Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы - как бы поглаживать ее. Сначала производить медленные движения, потом убыстрить темп и добавить голос, пока не послышится бл-бл (как индюк болбочет). 
Внимание! 1.Следить, чтобы язык был широким и не сужался. 2.Чтобы движения языком были вперед-назад, а не из стороны в сторону. 3.Язык должен "облизывать" верхнюю губу, а не выбрасываться вперед.
 
Барабанщики
Цель. Укреплять мышцы кончика языка, вырабатывать подъем языка вверх и умение делать кончик языка напряженным. 
Описание. Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка по верхним альвеолам, многократно и отчетливо произнося звук, напоминающий английский звук d: d-d-d... Сначала звук d произносить медленно, постепенно убыстрять темп. 
Внимание! 1.Рот должен быть все время открыт, губы в улыбке, нижняя челюсть неподвижна; работает только язык. 2.Следить, чтобы звук d носил характер четкого удара – не был хлюпающим. 3.Кончик яыка не должен подворачиваться. 4.Звук d нужно произносить так, чтобы ощущалась выдыхаемая воздушная струя. Для этого надо поднести ко рту кусочек ваты. При правильном выполнении упражнения она будет отклонятся.

_________________________________________________________________________________

Игры по автоматизации звука «Р»

Предлагаю  комплекс ф.-ф. игр для автоматизации звука «р» в словах.

ВАРИАНТ 1

Мы со звуком «Р» играем, 
и картинки подбираем

Карандаш, морковь, топор. 
Паровоз ,сыр, помидор. 
Барабан, баран, верблюд. 
Груша, рыба, парашют.

Горы, озеро, ведро. 
Кенгуру, жираф, перо. 
Фартук, помидор, гармошка. 
Карандаш, морковь, картошка.

 

Роза, расческа, ромашка. 
Рука, ружьё, рубашка. 
Радуга, ручка, кружка. 
Рыба, рак, игрушка.

 

ВАРИАНТ 2

Рак, пирамида, тетрадь. 
Пароход, паровоз, кровать. 
Ромашка, зебра, перо. 
Корова, жираф, ведро.

 

Воробей, горох, топор. 
Шар, коробка, помидор. 
Парус, барабан, арбуз. 
Сыр, ракета, карапуз.

 

Барабан, горох, топор. 
Карта, груша, помидор. 
Грузовик, квадрат, забор. 
Грач, пружина, мухомор.

Детям предлагается несколько раз проговорить рифмованный материал для закрепления звука. Далее логопед проводит следующую работу по этим картинкам, а воспитатель на вечернем занятии закрепляет:

  • назови много таких предметов;
  • скажи со словом три;
  • назови этот же предмет, только представь, что он маленький;
  • найди рифму;
  • какого предмета не стало?
  • составь предложение со словом…
  • закрой картинки, где звук стоит в начале, середине, конце.
Игры изготавливаются разного формата. Индивидуальные карточки (10-10) приклеиваются в тетрадь ребёнку для домашней работы. С использованием подобных комплексов автоматизация звука проходит значительно успешнее. Данные мониторинга, проводимого в нашей группе подтверждают эффективность данных игр.
_________________________________________________________________________
 

Скороговорки для автоматизация звуков Р и Рь.

Бобр добр до бобрят.

Пекарь Петр пек пирог.

Перед коровой короб корок.

Три вороны на воротах.

Добры бобры идут в боры.

На горе Арарат 
Рвет Варвара виноград.

На горе, на горке 
Горько ревет Егорка.

У Кондрата куртка коротковата.

У редьки и репки корень крепкий.

Три дроворуба на трех дворах дрова рубят.

Крута гора, 
В горе – дыра, 
В дыре – кротовая нора.

На дворе – трава, 
На траве – дрова. 
Не руби дрова на траве двора!

Обрадован баран – 
У барана – барабан, 
И баран в барабан барабанит, 
Барабанит баран в барабан.

Сыворотка из-под простокваши.

Архип осип, Осип охрип. 
Осип осип, Архип охрип.

Наши покупки - крупы да крупки.

По двору, подворью – 
В добром здоровье.

Привез Пров Егору 
Во двор дров гору.

Рубят дроворубы 
Сыры дубы на срубы.

С другом дружи, а другому не груби.

Сыпь песочек в черненький черепочек. 
Тары-бары, растабары! 
У Варвары куры стары!

Торопке порка не впрок, Торопке коврижка впрок.

Три вороны на - воротах. 
Три сороки – на пороге.

Тридцать три вагона в ряд 
Тараторят, тарахтят.

Тридцать три трубача трубят тревогу.

У Риты растут маргаритки, а у Бориса – барбарис.

Хорош в дорожку пирог с горошком.

Хотя щука и востра, да не съест ерша с хвоста.

Я вкруг погреба хожу, 
Все про погреб говорю.

У барана рога 
Скручены-перекручены, 
Верчены-переверчены.

В печурке – три чурки, 
Три гуся, три утки.

Во дворе - горка, 
Под горой- норка. 
В этой норке 
Крот стережет корку.

Идут бобры во сыры боры.

Наш Абросим есть не просит. 
А есть – не бросит.

Наш чеботарь 
Всем чеботарям чеботарь. 
Никому нашего чеботаря 
Не перечеботарить.

Не перчи, Петр, 
Поросенка перцем, 
А то можешь переперчить 
Поросенка перцем.

- Расскажите про покупки. 
- Про какие про покупки? 
- Про покупки, про покупки, 
Про покупочки мои!

Скажет друг дружке, 
А дружка – подружке, 
А подружка – борову, 
А боров - всему городу.

У бобра шапка добра, 
А у бобрят богаче наряд.

Хитрую сороку поймать морока, 
А сорок сорок – сорок морок.

На дворе дрова топорами рубят. 
Раз дрова, два дрова, три дрова.

 






Источник: http://sp-damskij-klub.ru




Категория: Рост и развитие | Добавил: Яромашка (04 Дек 2012) |
Просмотров: 1281 | Теги: развитие речи ребенка








Мамы и папы Архангельска © 2009 - 2016
Верещагина Ольга Тел.: +7 911 563 5001
E-mail: mamapapa-arh@yandex.ru

Яндекс цитирования Яндекс.Метрика