Главная Форум Фото Справочник Объявления Магазин Мамам Папам Школьникам Бигбары Калькуляторы Кабинет


Категории
Беременность [252]
Роды [93]
Новорожденный [203]
Грудное вскармливание [69]
Здоровье [282]
Рост и развитие [210]
Воспитание [213]
Психология ребенка [195]
Сон ребенка [38]
Детское питание [103]
Детская комната [28]
Безопасность [40]
Детский сад, и все, что с ним связано [62]
Школа и все, что с ней связано [159]
Психология семьи [146]
Братики, сестрички (когда в семье не 1 ребенок!) [42]
Законодательство [37]
СамоМамы (мать-одиночка) [17]
Работающая мама [11]
СлингоМамы [10]
Раздел для пап [55]
День Рождения [27]

Реклама

В этом разделе
Контрольные работы:
1 класс
2 класс
3 класс
4 класс
5 класс
6 класс
7 класс
8 класс
По четвертям
Итоговые, годовые

Рекомендуем

Смотрите


В помощь родителям » Рост и развитие »

Когда слово-золото.Избавляемся от слов "паразитов"
Пересказать рассказ близко к тексту, объяснить понятие, придумать название для картинки – все эти задания невозможно выполнить, если не хватает «своих слов», а переносный смысл не улавливается. Как помочь ребёнку овладеть нашим великим и могучим языком?

При нормальном речевом развитии дети уже к пяти годам способны свободно пользоваться развернутой фразовой речью и различными конструкциями сложных предложений. Они имеют достаточный словарный запас, владеют навыками словообразования и словоизменения. Однако у многих детей все эти знания существуют в пассивной форме. У одних школьников это вызвано тем, что они мало читают, другие необщительны, и их речь недостаточно востребована, третьи слишком активны и буквально захлёбываются в словах, не договаривая фразы до конца. Их общей проблемой является частое использование местоимений и междометий, «слов-паразитов» - таких как «значит», «это», «как бы», и замена слов жестами. Испытывая трудности в выражении своих мыслей, дети начинают подражать сверстникам, в результате чего усваивают не самые лучшие образцы лексики.
Существуют возрастные особенности недоразвития речи. У младших школьников обычно не хватает словарного запаса, они могут употреблять слова в неправильном значении и говорить простыми предложениями. Из-за этого пересказ текста может быть неполным и несвязным. Дети постарше настолько привыкают использовать сленг в разговорной речи, что им сложно литературно выражать свои мысли в сочинении. Не удивительно, что в их творчестве встречаются подобные "перлы": "Отплыв от берега, ноги запутались в тине" или "Отелло рассвирипело и задушило Дездемону". У старших школьников также вызывает затруднение выделение общего смысла художественного произведения и описание характеров главных героев.
Педагоги, логопеды и нейропсихологи предлагают вести развитие активной речи в нескольких направления одновременно, обращая внимание на обогащение словарного запаса, обучение последовательному пересказу и самостоятельному составлению рассказов, активизацию ассоциативных связей между словами.
Упражнения
1. Называем вещи своими именами
Дети часто путают похожие по смыслу слова, например, перчатки называют «варежками», блюдца - «тарелками» и т.д. Чтобы ребёнок увидел различия, можно предложить ему нарисовать близкие понятия и проанализировать те детали, которые характеризуют каждое из них. Затем попросите ребёнка дополнить сделанные вами идентичные заготовки, например, рисунки манжета, до варежки и до перчатки. Опора на зрительный анализатор позволит ребёнку наглядно представить и лучше запомнить эти слова.
Для расширения словарного запаса можно использовать и другое упражнение, в котором так же используются зрительные «подсказки». Составьте и напишите рассказ, где вместо существительных будут нарисованы небольшие картинки и попросите ребёнка прочесть его.
Детям среднего школьного возраста понравятся задания, в которых нужно угадывать слова, опираясь на эрудицию. Например: «Найди слово, которым называют рыбу и наклонную поверхность» (Ответ: скат). Или: «Как можно одинаково назвать магазин и скамейку?» (Ответ: лавка).

2. Устанавливаем связи между словами
Данный вид упражнений позволяет ускорить воспроизведение слов ребёнком и превратить его пассивный словарь в активный. Школьнику предлагается игра в слова, правила которой постепенно усложняются. В начале ребёнок должен в ответ на произнесённое родителем слово называть любое существительное, прилагательное или другую часть речи, которая придёт ему в голову. Например, «стол» может вызвать следующие слова-ассоциации: «кухня», «круглый», «качается», «деревянный» и т.д. Затем ребёнку предлагается отвечать только существительными в единственном числе. Это же упражнение следует выполнить отдельно с глаголами, прилагательными, а также словами, которые будут вызывать вкусовые или цветовые ассоциации. Например, можно попросить ребёнка называть только сладости или предметы красного цвета.
Для детей младшего возраста для развития и укрепления ассоциативных связей полезно использовать загадки: «Кто в лесу зимой холодной бродит серый, злой, голодный?»

3. Понимаем переносный смысл
Мышление младших школьников отличается конкретностью. Однако к 8-9 годам они уже должны уметь улавливать скрытые мысли автора текста, которые не вытекают непосредственно из написанных слов. Не обладая этим навыком, дети и в своей собственной речи допускают излишнюю детализацию, не выделяя главного. Прекрасной моделью для «тренировки» понимания переносного смысла высказываний являются пословицы и поговорки. Самая простая игра состоит в том, что вы говорите ребёнку пословицу, а потом даёте список из четырёх других, в котором он должен выбрать близкую по смыслу. Например: «Какой из вариантов отражает ту же мысль, которая заключена в поговорке «На безрыбье и рак рыба»?
а) «Не сразу Москва строилась»;
б) «Взялся за гуж - не говори, что не дюж»;
в) «Промеж слепых и кривой вожак»;
г) «Аппетит приходит во время еды».
Затем можно усложнить задание и предложить ребёнку самостоятельно объяснять смысл пословиц и поговорок. Не менее полезно учить детей давать самостоятельные определения понятий. Пусть это будут хорошо знакомые слова, такие как «стол», «бутерброд», «солнце». Этот тип заданий также позволяет ребёнку связно и обобщённо выражать свои мысли.

4. Устанавливаем причинно-следственные связи
Рассуждения ребёнка могут выглядеть нелогичными или даже абсурдными из-за того, что он неправильно выражает причинно-следственные отношения между событиями. Слова не существуют изолированно друг от друга, и в русском языке можно найти устойчивые грамматические сочетания, предопределяющие смысл всего высказывания. Обсудите с ребёнком особенности тех языковых конструкций, которые он употребляет неверно. Например, если сказано словосочетание «для того», значит вскоре обязательно должно появиться «чтобы». Закрепить сложные для школьника грамматические построения поможет следующее задание. Составьте несколько предложений, в которых пропущены части устойчивых конструкций, например: «Как вчера, … сегодня стоит тёплая погода» (пропущено «так и»). Ребёнок должен вставить недостающие слова.

5. Читаем и пересказываем.
Пересказ рассказов - задание, которое сопровождает ребёнка в течение всего школьного обучения. В младших классах это устное изложение услышанного или прочитанного, в старших - письменное. Наиболее распространёнными трудностями являются запоминание начала и конца текста с «потерей» середины или подробный пересказ первых предложений и поверхностное упоминание об основном содержании произведения. Сделать пересказ более равномерным поможет составление плана. Для начала стоит попросить ребёнка озаглавить каждый абзац и затем использовать заголовки в виде опорных предложений. Затем можно придумывать названия для более крупных частей текста. Чтобы сделать задание более увлекательным, предложите ребёнку пересказать его любимые произведения: «Гарри Поттер», «Артур и минипуты» и т.д.
Младшим школьникам при пересказе текста помогает последовательность картинок. Возьмите любую богато иллюстрированную детскую книжку с хорошо известной сказкой и, листая страницы, попросите ребёнка составить по рисункам рассказ.

6. Избавляемся от «слов-паразитов»
Договоритесь с ребёнком о системе штрафов и поощрений за употребление и, соответственно, опускание его любимых «как бы», «ну», «значит» и т.д. Допустим, можно начислять очки, которые в конце дня будут обмениваться на конфеты. Также предложите ребёнку замену «слов-паразитов». Вместо их употребления можно просто сделать паузу, потеребить ремешок часов или посмотреть на собеседника.

Описанные упражнения не принесут должного эффекта, если наряду с ними родители не обсуждают с ребёнком повседневные события, прочитанные книги и просмотренные фильмы. Ведь чем больше школьник общается, прислушиваясь к образцам правильной и красивой речи, тем лучше он выражает свои мысли.

Источник: http://www.psiho-sovet.ru




Категория: Рост и развитие | Добавил: Яромашка (08 Июн 2012) |
Просмотров: 1828








Мамы и папы Архангельска © 2009 - 2016
Верещагина Ольга Тел.: +7 911 563 5001
E-mail: mamapapa-arh@yandex.ru

Яндекс цитирования Яндекс.Метрика