Главная Форум Фото Справочник Объявления Магазин Мамам Папам Школьникам Бигбары Калькуляторы Кабинет


Категории
А-В [12]
Г-Е [14]
Ж-И [3]
К-М [17]
Н-П [10]
Р-Т [10]
У-Ц [9]
Ч-Щ [6]
Э-Я [2]

Реклама

В этом разделе
Контрольные работы:
1 класс
2 класс
3 класс
4 класс
5 класс
6 класс
7 класс
8 класс
По четвертям
Итоговые, годовые

Рекомендуем

Смотрите


Краткая биография для школьников » А-В »

Анненков Павел Васильевич

Анненков Павел Васильевич

Анненков Павел Васильевич

АННЕНКОВ Павел Васильевич родился [19. VI (1. VII). 1813,Москва] в семье симбирского помещика среднего достатка — литературный критик, мемуарист.

Учился в Петербург­ском горном институте до специальных классов, затем был вольнослушателем на истори­ко-филологическом факультете Петербургского университета.

В 1833 начал служить в канцелярии министерства финансов коллежским секре­тарем, но решил оставить службу.

С октября 1840 по март 1843 Павел Васильевич провел за границей, посетил Германию, Австрию, Италию, Швейцарию, Францию. Именно в эту поездку летом в Риме Анненков под диктовку Гоголя переписывал набело первый том «Мертвых душ». В «Отечественных запис­ках» печатались его посылаемые с дороги«Письма из-за границы». Наряду с описа­нием красот и достопримечательностей Венеции, Рима, Неаполя, Парижа, кар­тинных галерей Анненков походя сделал живые зарисовки университетской жизни Гер­мании (лекции Шеллинга, Вердера), жур­нальной борьбы во Франции, дебютов левосоциалистического («Независимого обозрения»), из­дававшегося П. Леру, Ж. Сайд и Л. Виардо, первых успехов очерковых, натуралистических «Физиологии», воз­буждения, вызванного выходом романа Э. Сю «Парижские тайны». Но взгляды Анненкова еще очень сбивчивы, релятивны, не ус­тоялись.

С 1843-45 Анненков П.В. жил в Петербурге. Он сблизился с Белин­ским (знакомы они были с 1839), его окружением, редакцией «Отечественных записок». Анненков теперь более отчетливо представил себе круг духовных интересов русских передовых людей. Он сам инфор­мировал их о книгах Фейербаха, Леру, Кабэ. Позднее, в мемуарных очерках:

«Идеалисты тридцатых годов»,

«Замеча­тельное десятилетие. 1838—1848», Анненков с энциклопедической полнотой воспроизвел атмосферу страстных философских, по­литических и нравственных исканий Белинского, Герцена,Огарева, этапы борьбы вокруг Гоголя и «натуральной школы», битвы между западниками и славяно­филами. В воспоминаниях Павел Васильевич нарисовал портреты многих современников, с которыми поддерживал связи и переписку (М. Ба­кунин, Н. Гоголь, В. Боткин, П. Кудряв­цев и др.).

Летом 1847 он сопровождал больного Белинского в заграничной поезд­ке (Зальцбрунн, Париж) и был свидете­лем создания критиком знаменитого «Письма к Гоголю». Об этом есть драгоценные страницы в воспоминаниях Анненкова. В 40-х гг. он вполне определился как либе­рал-западник, сторонник гоголевского направления в литературе.

В начале 1846 Павел Васильевич снова едет за границу, в основном живет в Париже. В1846-1847 в «Совре­меннике» публикуются его «Парижские письма», передающие воз­бужденную жизнь во Франции. Павел Васильевич дает меткие характеристики тогдашних деяте­лей, пропагандиста христианского со­циализма П. Леру, «неугомонного» ком­муниста-утописта Э. Кабэ, заправил либерально-буржуазной прессы, таких, как Эмиль Жирарден, рассказывает о литературно-коммерческих тяжбах А. Дю­ма, о популярных лекциях в Сорбонне и Коллеж де Франс, в частности о лек­циях Филарета Шаля, о шумных разобла­чениях Прудоном собственности как «кражи», этой основы основ эксплуата­торского общества, вызвавших гонения на автора «Философии нищеты», об успе­хах позитивистской философии О. Конта, о романах Ж. Санд, о толпах на па­рижских улицах и бульварах, словно жду­щих какого-то взрыва.

В марте — апреле 1846 в Брюсселе он познакомился с К. Марксом, вступил с ним в переписку по поводу взглядов Прудона, продолжав­шуюся до конца 1847. Несмотря на глу­бокие разъяснения Марксом абстрактно-догматического подхода Прудона к кри­тике буржуазной собственности, Павел Васильевич остал­ся при своей поверхностной оценке ус­пеха книги Прудона. Необычайно расши­рился круг интересов и знакомств А. (Ле­ру, Прудон, Лелевель, Гейне и др.).

Французская революция, в особенности самостоятельное выступление парижского пролетариата в июне 1848, сильно напуга­ла Анненкова, свидетеля этих событий.

В сентябре 1848 Анненков возвращается в Россию попра­вевшим, в значительной мере утратив­шим интерес к злободневным теорети­ческим и политическим проблемам.

В 1849—53 он уединяется в своем сим­бирском имении, занимается хозяйствен­ными делами, записывает свои бытовые, этнографические наблюдения (см. «Пись­ма из провинции», «Современник»,1849-51).

Литературные интересы Анненкова огра­ничиваются в это время подготовкой изда­ния Сочинений Пушкина и собиранием первоисточников для его биографии.

В 1855—57 выходит ставшее знаменитым по богатству привлеченных документов и проделанной текстологической работе «анненковское» издание Сочинений поэта, и в особенности «Материалы...»к его биографии, составившие целый том. Пуш­кин был излюбленной темой Анненкова— исто­рика литературы. Его влек к себе «гар­монический» гений поэта, которого Анненков все больше начинал рассматривать как «вечный» эталон «чистой» художествен­ности. Он написал еще одну книгу — «А. С. Пушкин в Александровскую эпоху» (1874), статью «Общественные идеалы А. С. Пушкина» (1880), в которых оказа­лись несколько приглушенными свободо­любивые мотивы творчества поэта

К концу «страшного семилетия», в осо­бенности после смерти Николая I, Павел Васильевич начал выступать в качестве литературного критика.

В 50-е гг. Анненков вошел в «эсте­тический триумвират» (Дружинин, Бот­кин), стал склоняться к теории «чистого искусства», полемизировать с Чернышев­ским, осуждать «тенденциозность» его эсте­тики. Вначале своей критической деятель­ности он печатался в «Современнике» (1849—55), потом порвал с ним и перешел в дружининскую «Библиотеку для чте­ния», катковский «Русский вестник». Печа­тался в «Санкт-Петербургских ведомостях».

С конца 60-х гг. Анненков печатался в уме­ренном «Вестнике Европы» Стасюлевича.

В эпоху первой революционной ситуа­ции в России Анненков— типичный представи­тель половинчатой, соглашательской либе­ральной партии. Он приветствовал рефор­му 1861 (письма к Тургеневу от 6 и 25 марта — «На другой день» и «Три неде­ли спустя»). Возобновившиеся было в 1856—61 приятельские отношения с эмигрантами Герценом и Огаревым пре­рываются, как только издатели «Колоко­ла» заняли критическую, осуждающую позицию по отношению к царской реформе. В «Русском вестнике» Анненков напечатал тен­денциозную статью «Февраль — март в Париже 1848 г.» и реакционно-шовинисти­ческое «Письмо из Киева» (1862). Он пере­сматривает с либеральных позиций исто­рические события во Франции как дурной прецедент, хотя ретроспективно полнее, чем в «Парижских письмах», характери­зует борьбу партий того времени.

Наиболее важные литературно-крити­ческие статьи Павла Васильевича следующие: «Заметки о русской литературе 1848 года» (первый обзор литературы в «Современнике» после смерти Белинского, как бы поддерживав­ший его традиции). Явная ревизия заве­тов великого учителя отчетливо намети­лась в статье «Старая и новая критика» (первоначальное ее название «О значении художественного произведения для обще­ства», 1856). Наметилась она и в статье «Романы и рассказы из простонародного быта в 1853-м году» (1854). Разбирая роман Григоровича «Рыбаки» и рассказы Писемского «Леший» и «Питерщик», он отказывается от критериев «натуральной школы»; его привлекает не демократичес­кий герой, а форма рассказа, он допу­скает изображение конфликтов лишь при условии их последующего примирения.

В статье «Литературный тип слабого человека» (1858), содержащей оценку пове­сти Тургенева «Ася», критик вступает в откры­тую полемику с Чернышевским как авто­ром статьи «Русский человек на rendezvous» (1858), Анненков защищает мягкотелого либерала-интеллигента и даже провозгла­шает девиз: Россия не нуждается в «герои­ческом элементе». Он предпочитал тихое процветание того порядка, который укреп­лялся в России после реформы. Героями времени он считал Калиновича из «Тысячи душ» Писемского и Потугина из «Дыма» Тургенева (статьи «Деловой роман в на­шей литературе», 1859, и «Русская совре­менная история в романе И. С. Тургенева «Дым», 1867). Павел Васильевич недоумевал., почему Щед­рин все еще возвращается к критике кре­постного права, отыскивает его следы в настоящем («Русская беллетристика и г-н Щедрин», 1863). Явным просчетом Анненкова были его критические нападки на недо­статки «романического развития», пере­дачи «духа времени», исторической и быто­вой правды в толстовской эпопее «Война и мир» («Исторические и эстетические вопросы в романе Л. Н. Толстого «Война и мир», 1868). А. явно судит с позиций традиционного романа и не понимает глу­бокого новаторства Толстого.

Но не следует целиком отождествлять Павла Васильевича Анненкова с другими теоретиками «чистого искус­ства». В составе «триумвирата» он занимал несколько особые позиции. В отличие от Боткина и в особенности от Дружи­нина Анненков прошел хорошую школу диалек­тической подготовки. Его исследователь­ское мышление не шло по нисходящей линии. Он ровно и спокойно, лишь с неко­торыми отклонениями, служил тем прин­ципам, которые у него сложились в 40 — 50-е гг. Недаром в конце жизни его влечет «замечательное десятилетие» в русском общественном развитии. Он никогда не расставался с общественно-историческими критериями в искусстве, какими бы уме­ренными в политическом отношении они ни были. Он продолжал предъявлять к литературе «нравственные» вопросы, оставался чутким к реалистическим иска­ниям. Именно А. впервые ввел термин «реализм», хотя и в несколько ограничен­ном толковании, как отображение бытовой правды («Современник», 1849, № 1). Анненкова интересовал сопоставительный анализ раз­личных реалистических приемов, он про­вел тонкий разбор творчества Тургенева и Толстого в статье, первоначально назы­вавшейся «О мысли в произведениях изящной словесности» (1854), позднее оза­главленной «Характеристики: И. С. Тур­генев и Л. Н. Толстой». Он выступал в за­щиту «Грозы» Островского от нападок «Нового времени», подметил характерные детали в творчестве Помяловского. Но особенно много ценных наблюдений он сделал над произведениями Тургенева, общая гражданская и эстетическая на­правленность которых глубоко импони­ровала Павлу Васильевичу.

Расстроенное здоровье заставляло Анненкова Павла Васильевича с середины 60-х гг. вместе с семьей подолгу жить за границей. В России он бывал лишь наездами. Он начинал «отставать» от идейных, политических запросов «ниги­листического», разночинного этапа осво­бодительной борьбы, не соглашался с ними. Главным его занятием становятся мемуары, к которым он приступил еще в 50-х гг. Центральными фигурами в его воспоминаниях были Гоголь, Белинский и Тургенев. Наиболее ценными его ме­муарными произведениями являются сле­дующие:

«Н. В. Гоголь в Риме летом 1841 года» (1857),

«Замечательное деся­тилетие» (1880),

«Молодость И. С. Турге­нева» (1884),

«Шесть лет переписки с И. С. Тургеневым» (1885).

Мемуаристом Анненкова разработаны и многие другие темы: в этюде «Идеалисты тридцатых годов»(1883) рас­сказывается о дружбе и ранних идейных исканиях Герцена и Огарева, имена ко­торых было запрещено упоминать тогда в России. Целая монография, хотя и несколько идеализаторского характера, посвящена Н. В. Станкевичу (1857). По глубине проникновения в психологию творчества писателя, сильные и слабые стороны его творчества замечательны вос­поминания Анненкова П.В. о А. Ф. Писемском «Худож­ник и простой человек», 1882.

Умер — [ 8(20). III. 1887], Дрездене.



Источник: http://www.znaniy.com/




Категория: А-В | Добавил: Яромашка (14 Ноя 2013) |
Просмотров: 853 | Теги: анненков, Биография








Мамы и папы Архангельска © 2009 - 2016
Верещагина Ольга Тел.: +7 911 563 5001
E-mail: mamapapa-arh@yandex.ru

Яндекс цитирования Яндекс.Метрика