Главная Форум Фото Справочник Объявления Магазин Мамам Папам Школьникам Бигбары Калькуляторы Кабинет


Категории
Методическая копилка для учителей [82]

Реклама

В этом разделе
Контрольные работы:
1 класс
2 класс
3 класс
4 класс
5 класс
6 класс
7 класс
8 класс
По четвертям
Итоговые, годовые

Рекомендуем

Смотрите


Методическая копилка для учителей » Методическая копилка для учителей »

Формирование навыков безошибочного написания словарных слов

При изучении словарных слов мы опираемся на четыре вида памяти детей: зрительную, слуховую, кинестетическую (послоговое проговаривание или орфографическое чтение), моторную.

Работа над словарными словами складывается из следующих этапов.

  1. Вычленяем из текста слово, которое войдёт в словарь. Происходит первичное зрительное восприятие учащимися словарного слова в печатной форме, создание «твёрдого зрительного образа» по словам академика А.В.Текучева;
  2. Орфографическое чтение словарного слова с послоговым проговариванием. Опора на речедвигательную (кинестетическую) память учащихся. Слово с непроверяемым написанием сначала орфографически (как написано) читается по слогам учителем, затем ученики произносят это слово по слогам несколько раз хором(2-3 раза);
  3. Вторичное зрительное восприятие словарного слова в строчной записи. Слово записывается на классной доске учителем и в тетрадях учениками целиком. Обращаем внимание на то же слово, помещённое на поле учебника. Ставится ударение. Опора на моторную орфографическую память детей;
  4. Фонетическое чтение словарного слова. Сравнение звукового и графического облика слова. Подчёркивание «опасного» в орфографическом отношении места в слове. Ставим перед учениками задачу запомнить выделенное слово, орфограмму, так как оно не может быть проверено правилом;
  5. Объяснение учащимися лексического значения слова, пояснение значения на самостоятельно подобранных примерах. (Например, «иногда» - время от времени, в некоторых случаях, иной раз);
  6. Подбор детьми однокоренных слов с непроверяемой орфограммой. Важность данного этапа объясняется тем, что многие учащиеся не переносят умение писать данные словарные слова на однокоренные. В 3 и 4 классах подбираются слова разных частей речи. Запись однокоренных слов выполняется в столбик, в котором корни слов располагаются друг под другом;
  7. Устный подбор словосочетаний с этим словом или предложение. Коллективная запись в тетрадях и на классной доске лучшего предложения.                                                                                  Особую роль в работе над словарными словами играет составление словарных таблиц со словами, ранее усвоенными учениками. Такие таблицы составляются по изучению ряда словарных слов и вывешиваются в классе на 2-3 недели.

                Опыт работы над словами с непроверяемыми написаниями показывает, что обращаться к одному и тому же слову необходимо 5-8 раз. В связи с этим эффективным представляется регулярное обращение к изученным словарным словам на ежедневной орфографической пятиминутке.

        Орфографическую пятиминутку связываем с темой урока.

Например:

 1).Называю заголовок сказки. Детям надо выписать четыре слова, относящиеся к этой сказке (слова записаны на доске), отвечающие на вопросы кто? что?

2).Подобрать к словарным словам слова-признаки.

3).Соединить при помощи предлога пары слов так, чтобы получилось словосочетание. Опасные места подчеркнуть.

4).Выписать словарные слова, в которых нет приставки.

5).Записать под диктовку словарные слова. Образовать от этих слов фамилии. Подчеркнуть опасные места и заглавную букву.

                Большой материал для работы над словарными словами дают стихотворения, загадки, пословицы, поговорки. Практический материал позволяет наблюдать за функционированием слов и оборотов в речи.

Например:

1).Записать слова-отгадки. Выяснить, что общего у этих слов.

2).Вставить подходящие слова в поговорки. Объяснить, когда так говорят:

Стреляный______

Как________ на сене

__________на хвосте принесла.

3).Из стихотворения выписать слова, которые относятся к одежде. Подчеркнуть безударную гласную. Поставить ударение. Записать ещё два слова.

4).Как понять пословицу? Записать и подобрать однокоренные слова.

Проводя орфографическую пятиминутку, часто используем игровой материал.

Игра «Догадайся»

Берём буквы последовательно первую и последнюю, вторую и предпоследнюю. Например, слово «мороз». Называем звуки. Какими буквами они обозначены. Вспоминаем загадки и пословицы о морозе.

Игра «Чепушина»

На каждую букву словарного слова записываем словарные слова. Составляем рассказ, используя эти слова.

Игра «Кого и что ты встретишь на пути, помоги им домик свой найти»

Показываю рисунки, записываем в два столбика (например, растения и животные). Подчёркиваем опасные места в словах.

Игра «Учитель»

Находим ошибки и записываем правильно.

Игра «Убежали гласные»

Возвращаем гласные на место. Подчёркиваем «опасные» места, ставим ударение.

Игра «Рассыпались слоги»

Соединяем слоги так, чтобы получились слова  с непроверяемой безударной гласной.

Игра «Кто больше запомнит»

Читаем хором, потом самостоятельно. Слова закрываем. Дети записывают. Кто записал больше, тот победитель.

Игра «Какое слово пропало»

Читаем слова, запоминаем, закрываем глаза. Закрываем слово. Записываем слово, которое закрыто. На следующей строчке - остальные.

Игра «Начни слово на последнюю букву»

Называем слово, ученики на последнюю букву называют слово. Записывают 6-7 слов. Составляем предложения.

Игра «Шут»

Шут впускает в город Шуток только тех, кто быстро ответит на вопрос словами из словаря с переставленным ударением. Остальные записывают, правильно ставят ударение.

Игра «Что мы едим»

Вспоминают «съедобные» слова, в которых есть орфограмма - непроверяемая гласная в корне. Записываем слово.

Игра «Полсловечка за тобой»

 Ученик диктует слог, сосед заканчивает слово. Запись 6-7 слов.

В учебнике есть словарь на обложке. Мы с ним активно работаем на орфографических пятиминутках.

Например, выписать слова из словаря, которые соответствуют схеме;

в которых два мягких согласных звука;

в котором букв больше, чем звуков;

звуков больше, чем букв;

самое длинное слово,

самое короткое,

с удвоенными согласными;

на тему «Родина», «Школа» и т.д.

Записать слова [й”агада],  [нарот], [карз”ина]. Обозначить орфограмму. Сверить со словарём.

Используем работу с сигнальными карточками. Читаем слово, ученики показывают, какая гласная требует запоминания. Записывают только с «о» или «а». Составляем предложения.

При работе над словарными словами используем фронтальную, индивидуальную работу и работу в парах.

Задания на уроках  интересны: ребусы, кроссворды, пословицы, поговорки, самодиктанты. После записи слов под диктовку  взаимопроверка, взаимодиктант (подготовка дома).

Даю детям творческие задания: например, нарисовать рисунок, чтобы легче запомнить букву в словарном слове. Рисунки детей приведены.

В конце каждого раздела учебника мы пишем контрольный словарный диктант. Пишем удачно. Методика и ежедневные упражнения приносят положительные результаты.

Литература:

1.Лёвушкина О.Н. «Словарная работа в начальных классах.1-4класс». Владос,2010г.

2.Пасынок Ю.Ю. «Словарная работа во 2 классе» - М.:ООО «Чистые пруды».2010.

3.Ярославцева С.В. «Работа над словарными словами в начальной школе» - М.:Айрис-Пресс.210г.




Источник: http://nsportal.ru




Категория: Методическая копилка для учителей | Добавил: Яромашка (22 Июн 2012) |
Просмотров: 8568 | Теги: безошибочное написание, словарные слова








Мамы и папы Архангельска © 2009 - 2016
Верещагина Ольга Тел.: +7 911 563 5001
E-mail: mamapapa-arh@yandex.ru

Яндекс цитирования Яндекс.Метрика