Главная Форум Фото Справочник Объявления Магазин Мамам Папам Школьникам Бигбары Калькуляторы Кабинет


Категории
Методическая копилка для учителей [82]

Реклама

В этом разделе
Контрольные работы:
1 класс
2 класс
3 класс
4 класс
5 класс
6 класс
7 класс
8 класс
По четвертям
Итоговые, годовые

Рекомендуем

Смотрите


Методическая копилка для учителей » Методическая копилка для учителей »

Игра-путешествие по русскому языку по теме "Ударение"
Тема: « Ударение как средство смыслового различения слов».

Цель: показать обучающимся, что от ударения зависит смысл слова;

убедить в значимости правильной постановки ударения;

Задачи: учить правильно ставить ударение в словах;

развивать речь обучающихся, познакомить со значением новых слов;

воспитывать коммуникативные качества.

Ход урока.

Сегодня на уроке мы сделаем маленькое открытие. Но прежде, чем его сделать, я прошу вас заглянуть в волшебный сундук. Кто сундук открывает, тот сюрпризы получает. Но открыть его мы не можем, он надёжно охраняется.

Чёрненькая собачка

Свернувшись лежит.

Не лает, не кусает

А в сундук не пускает.

Отгадка лежит в сундуке. Давайте достанем и посмотрим. Ой, что это?

Ребята, помогите мне разобраться: два одинаковых слова, а картинки разные? Давайте проанализируем эти слова, чтобы выяснить, в чём разница?

Работаем с 1 словом.

Замок (составьте звуковую схему слова)

- Сколько в слове гласных?

- Сколько в слове согласных?

- Сколько в слове слогов? ( 2)

- Почему? ( сколько гласных, столько и слогов).

Работаем со 2 словом.

Замок ( составте звуковую схему слова)

- Сколько в слове гласных?

- Сколько в слове согласных?

- Сколько в слове слогов? ( 2)

- Посмотрите, что вы можете сказать об этих словах?

Произнесите первое слово, затем второе.

- Что заметили, в чём разница? ( в 1 слове второй слог тянется, произносится с силой, а во втором слове – первый слог.)

- Кто из вас знает, как показать эту разницу?

Да, для обозначения такого слога существует специальный значок – ударение. Обозначается он наклонной палочкой : сверху- вниз.

Ударение пришло к нам вместе с запятой в xv веке от задунайских славян. Уже в древних рукописных текстах появился знак – ударение. Знак этот похож на молоточек. Молоточек ударяет об ударный слог и требует: « Произноси ударный слог сильнее, звонче!»

- Ребята, попробуйте назвать тему нашего урока.

- Чтобы вы хотели узнать по этой теме?

Давайте произнесём первое слово и поставим знак ударения (замок)

- Какое значение у этого слова?

Произнесите второе слово( замок).

- Какое значение у этого слова?

Вывод: слова одинаковые, а значение разное.

- Как вы думаете, какую же работу выполняет ударение? (помогает различать слова по смыслу)

Сейчас послушайте стихотворение про ударение, затем его повторим с движениями.

Физминутка

« Ударный слог, ударный слог,

Он назван так недаром.

Эй, неведимка, молоток.

Отметь его ударом!»

А мы продолжаем искать сюрпризы в нашем сундуке. И он нам приготовил: загадки.

1. Три весёлых друга

Бегали по кругу.

Первый бегал хорошо,

За минуту круг дошёл.

А второй, в который раз,

Пробежал тот круг - за час.

Третий еле семеня

Плёлся половину дня

- Что это за друзья? ( стрелки)

2. Кто по ёлкам ловко скачет,

И взлетает на дубы?

Кто в дупле орешки прячут

Сушат на зиму грибы? ( белки)

Давайте поработаем с данными словами.

1 слово: стрелки

- Разделите слово на слоги ( стрел-ки)

- Поставьте ударение ( на первый слог) появляется картинка.

А теперь попробуйте переставить ударение на другой слог

(стрелки), произнесите слово.

- Что заметили?

( получилось новое слово) Появляется картинка.

Составьте предложения с разным значением слов.

2 слово: белки

Составьте звуковую схему данного слова, поделите на слоги, поставьте ударение. Ударение падает на первый слог.

- А теперь попробуйте переставить ударение на другой слог. Произнесите слово: белки.

- Что получили? ( новое слово).

- Какой можно сделать вывод?

- Как вы думаете, а в любом слове можно переставить ударение с одного слога на другой и получить новое слово? (нет). Докажите, приведите пример.

Работа в парах.

А сейчас мы поработаем в парах по учебнику на с. 78.

Задание: подберите картинку к схеме и поставьте ударение.

Проверка задания.

- Назовите слово, состоящее из 3-х слогов, где ударный слог первый? ( бабочка) появляется картинка.

- Назовите слова из двух слогов, где ударный слог первый? (ландыш, слива)

- Назовите слово, в котором один слог ? (мак)

- А бывают ли слова, в которых нет ударного слога?( нет).

Молодцы, вы хорошо справились с заданием.

Волшебный сундук нам приготовил последнее задание.

Работа в группах.

Игра « Оживи картинку»

Задание: достаём картинку, подбираем схему, ставим ударение и называем слово. Если вы всё правильно сделаете. То картинка оживёт.

Слова: гвоздика, ворона, ирис.

Наш сундук закрывается, а значит урок подходит к концу.

Итог:

- Что же мы сегодня открыли для себя нового?

-Какие бывают слоги в зависимости от ударения?

- Какую роль выполняет ударение?

- Сколько раз встречается ударение в словах?

А сейчас оцените сами свою работу на уроке. Закрасьте тот цветок, в зависимости от того, как вы работали на уроке.

А молоток стучит, стучит,

И чётко речь наша звучит.

Следим за поведеньем молотка,

И крепко держим мы в руках его, озорника!

Шитова Ирина Васильевна, учитель начальных классов.

Источник: http://nsportal.ru




Категория: Методическая копилка для учителей | Добавил: Яромашка (03 Июн 2012) |
Просмотров: 6066 | Теги: урок русского языка в начальной шко








Мамы и папы Архангельска © 2009 - 2016
Верещагина Ольга Тел.: +7 911 563 5001
E-mail: mamapapa-arh@yandex.ru

Яндекс цитирования Яндекс.Метрика