Главная Форум Фото Справочник Объявления Магазин Мамам Папам Школьникам Бигбары Калькуляторы Кабинет


Категории
Методическая копилка для учителей [82]

Реклама

В этом разделе
Контрольные работы:
1 класс
2 класс
3 класс
4 класс
5 класс
6 класс
7 класс
8 класс
По четвертям
Итоговые, годовые

Рекомендуем

Смотрите


Методическая копилка для учителей » Методическая копилка для учителей »

Психотехнические игры и упражнения
Задачи: снимать эмоциональное и физическое напряжение; преодолевать чувство тревоги, страх, связанные с межличностным общениеми ситуацией конфликта.

Игры и упражнения

1.  «Назови имя и расскажи о нем»
Каждый участник по очереди (по кругу) называет свое имя, рассказывает, нравится ли оно ему, как его зовут дома, как зовут друзья и т. д., как хочется, чтобы его называли.
2.  «На кого я похож?»
Каждый из участников выбирает себе какого-либо зверя и в течение 3–5 мин изображает его (лает, кукарекает, делает какие-то характерные движения и т. д.). По команде «Стоп!» упражнение прекращается.
3.  «Кто быстрее?»
Все беспорядочно ходят. Ведущий подходит к каждому из участников и тихонько говорит, какое животное тот должен изобразить (например, корову, свинью и т. д.). По команде ведущего все начинают голосом и характерными движениями изображать животных. Играющие должны найти своих «животных» и быстро собраться в команду. Побеждает команда, собравшаяся первой.
4.  «Выполни задание»
Все участники быстро ходят. Ведущий называет какой-либо предмет или цвет. Все должны дотронуться до этого предмета или цвета, заметив его на одежде другого.
5.  «Пингвины»
Члены группы изображают пингвина (руки прижаты к телу, ладони отведены в сторону, передвигаются мелкими шажками). Пингвины живутна холодном острове. Они хотят согреться. Самое теплое место — в центре. Чтобы согреться, они двигаются к центру.
6.  «Мои соседи»
Все располагаются в кругу. Ведущий находится в центре. Он говорит: «Мне нравятся все мои соседи, особенно те, у кого… (голубые глаза, ктов юбочке и т. д.)». Участники игры, у кого есть названные признаки, должны поменяться местами. Ведущий тоже старается сесть. Тот, комуне хватило места, становится ведущим.
7.  «Мойка машины»
Участники игры выстраиваются в две шеренги лицом друг к другу. Один человек — в начале шеренги (машина), второй — в конце (сушилка). Машина проходит между шеренгами. Все ее моют: поглаживают, вытирают и т. д., делая это бережно и аккуратно. Сушилка должна высушить (обнять) машину и стать в шеренгу. Прошедший мойку берет на себя роль сушилки, и игра продолжается — вначале шеренги идет следующая «машина».
8.  «Мама и ребенок»
Детям рассказывается о роли прикосновений в общении между людьми. Участники разбиваются по парам, в которых исполняют роли материи ребенка. «Мама» должна выразить свои чувства по отношению к «ребенку», прикасаясь к частям его тела и сопровождая свои действия ласковыми словами. Через три минуты участники меняются ролями. Затем идет обсуждение: кем ребенку больше понравилось быть.
9.  «Угадай, кто это?»
Один человек становится в центре круга и закрывает глаза. Ведущий раскручивает его, а остальные в это время меняются местами. После этого ведущий подводит стоящего в центре к кому-то из сидящих. Он прикасается к нему, «осматривает» его несколькими прикосновениями рук. Сидящий при этом измененным голосом произносит какое-то слово. Если стоящий не угадывает, кто говорил, то игра повторяется, пока он не узнает хотя бы одного из сидящих.
10.  «Запутанный клубок»
Участники становятся в круг, закрывают глаза, вытягивают руки вперед. По команде ведущего начинают сходиться, берут друг друга за руки(глаза при этом не открывают). Затем игроки пытаются раскрутиться, не разнимая рук, и стараются опять образовать круг.
11.  «Музыкальное сотрудничество»
Участники прыгают под веселую музыку. Когда музыка прекращается, каждый ребенок должен крепко кого-либо обнять. Музыка возобновляется, и дети прыгают по комнате парами (если хотят). В следующий раз, когда музыка прекращается, ребята обнимаются парами.По мере продолжения игры создаются все большие и большие круги, пока все участники не объединятся.
12.  «Музыкальные обручи»
Группа делится на пары. Пара стоит внутри одного обруча. Каждый участник держит свою половину круга (обычно на уровне талии или плеч)и прыгает по комнате, стоя внутри обруча, пока играет музыка. Когда музыка прекращается, дети из двух разных обручей объединяются вместе. Эта игра продолжается до тех пор, пока максимальное количество детей не поместится внутри обручей (обычно 8 человек). Можно использовать вместо обручей стулья.
13.  «Маятник»
Участники становятся в круг близко друг к другу. Ладони выставляют на уровне груди внутрь круга, руки согнуты в локтях. В центре круга одиниз играющих — маятник. Ведущий дает ему задание расслабиться, закрыть глаза и «упасть» (наклониться) в какую-либо сторону. Маятник качается, а группа мягко «перетасовывает» его от одного члена группы к другому.
14.  «Массаж плеч»
Участники становятся в круг и поворачиваются таким образом, чтобы каждый стоял лицом к спине соседа. Они
кладут руки на плечи соседа и мягкими движениями рук делают массаж: раскрытыми ладонями выполняются круговые движения, очерчивая плечи соседа и слегка надавливая на них. Сосед может попросить ускорить или замедлить движения, усилить или смягчить их. Через 2 минвсе поворачиваются в обратную сторону и делают массаж плеч другого соседа.
15.  «Погода»
Участники становятся в два круга — внешний и внутренний. Тот, кто находится во внешнем круге, с помощью прикосновений создает у своегопартнера из внутреннего круга ощущение той или иной погоды (теплая, легкий дождик, холодная, сильный ветер, буря), а затем постепенно переходит к спокойной теплой погоде. Последовательность действий задает ведущий.
16.  «Невидимые глиняные скульптуры» Участники сидят в кругу.
Ведущий сообщает, что это упражнение должно проводиться в полной тишине. Он нагибается, берет «глиняную массу» и говорит:«Представьте, что это глина. Я сделаю из нее „скульптуру", а потом передам ее своему соседу». Он изображает, что лепит свое творение. Закончив «лепить», «сминает» свою глиняную скульптуру, передает кусок глины своему соседу. Тот тоже лепит скульптуру, затем превращает свое творение в кусок глины и передает его следующему ребенку по кругу и т. д. Ведущий следит за тишиной.
17.  «Дракон кусает свой хвост»
Звучит веселая музыка. Участники игры встают друг за другом и крепко держатся за плечи друг друга. Первый участник — голова дракона,последний — хвост дракона. Голова дракона пытается «укусить» свой хвост, а тот уворачивается от нее.
18.  «Нарисуй свой страх»
Участники рассаживаются за столами. Звучит музыка (быстрая, бурная). Ведущий предлагает детям расслабиться и нарисовать рисунок «Мой страх».
Затем идет обсуждение вопроса: чего боится каждый, кто рисовал.
19.  «Темная нора»
Ребенок, который боится темноты, входит за руку с воспитателем в темную комнату (3–5 мин) и представляет себя робким цыпленком, который вошел в темную нору.
20.  «Ночные звуки»
Ребенок заходит в темную комнату на 2–3 мин до того момента, пока не заиграет музыка. С началом ее звучания
он должен выйти из комнаты, имитируя какой-нибудь звук (совы, собаки, кошки и др.).
21. «Веселый цирк»
Каждый участник приносит из дому какой-либо цир-i ковой атрибут (нос клоуна, веер, цветок и др.)- Все пред/ меты оставляются в комнате.Запоминаются места, где они положены. Участники переходят в другую комнату, а в первой комнате выключается (как бы по ошибке) свет. Ведущий сообщает, что со звуками музыки все должны взять цирковые предметы. При первых звуках музыки участники бегут в темнуюкомнату, берут свои предметы и играют в «веселый цирк».
22.  «Школа для людей»
Школа представляется как нечто светлое, возвышенное, доброе. Проводится урок рисования. Дети рисуют сюжет «Школа». Один из детейвыполняет роль учителя. Возможна модификация урока рисования. «Учитель» рисует на доске какую-либо фигуру (круг, квадрат и др.),которую дети перерисовывают. «Учитель» обязательно хвалит тех, у кого получился хороший рисунок.
23.  «Может быть»
Участники сидят в круге. Ведущий предлагает им какой-либо предмет, например зонтик, пакет, ручку и т. д. Каждый из участниковпридумывает ему новое назначение, например зонтик можно использовать как парашют. Побеждает тот, кто придумает самые невероятные применения предмета. Предмет может «гулять» по кругу, пока для него придумываются новые назначения.
24.  «Лучший носик — курносик»
В одинаковые пакетики раскладываются различные пахучие вещества: апельсиновая корка, сыр, перец, рубленый лук, чеснок, кусочек яблока, мята; тряпочки, смоченные в одеколоне, подсолнечном масле и т. д. Нескольким участникам предлагают по запаху определить содержимое пакетиков. Кто первым определит, что в них находится, тот и победитель.
25.  «Кляксы»
Готовятся чистые листы бумаги, жидкая краска-гуашь. Участники берут на кисточку немного краски того цвета, который им нравится. Необходимо поставить «кляксу» на лист бумаги и сложить его вдвое так, чтобы она отпечаталась на другой половине листа. Затем лист разворачивается. Все стараются понять, на кого или на что похожа «клякса».
Агрессивные или нодавленные дети выбирают краску темных цветов. Они видят в «кляксах» агрессивные сюжеты — драку, страшное чудовище и др. В процессе обсуждения «страшного рисунка» агрессия ребенка уходит, он освобождается от нее.
Рядом с агрессивным ребенком следует посадить спокойного, поскольку последний будет брать для рисунков светлые краски и видетьприятные вещи (бабочек, стрекоз и др.). Общаясь со спокойным ребенком, агрессивный начнет по-иному интерпретировать «кляксы»и успокоится.
26.  «Сочинение  историй»
Выбирается один участник, который по желанию сочинил историю (на любой сюжет), остальные дети — «слушатели». Он рассказывает свою историю. Затем ее продолжает ведущий — учитель (воспитатель), который вводит в повествование более «здоровые» и гармоничныеспособы адаптации и разрешения конфликтов, отличные от того, что изложено ребенком.
Продолжает историю следующий участник, потом опять вступает в игру ведущий и т. д.
Возможен модифицированный вариант. Все участники садятся в круг. Ведущий произносит первое предложение: «Маша пошла в школу».Каждый участник по часовой стрелке называет свое предложение. В итоге получается общий коллективный рассказ о том, как Маша пошлав школу.
27.  «Точки Кука»
Выполняется сидя. Сначала кладется левая щиколотка на правое колено, затем правой рукой обхватывается левая щиколотка, а левая рука кладется на подошву левой стопы (можно положить правую щиколотку на левую ногу). Сидеть надо 1 мин с закрытыми глазами, глубоко дыша, язык прижав к небу. Затем ноги расплетаются и соединяются кончики пальцев рук. Продолжать глубоко дышать еще 1 мин.
 
Советы организаторам
1. Используйте психотехнические игры и упражнения как во время уроков, так и во внеучебное время.
2.   Регулярно используйте данные игры, начиная с шестилетнего возраста, что будет способствовать не только улучшению психофизического состояния учащихся, но и формированию навыков и умений саморегуляции состояния ребенка.
3. Не забывайте, что психотехнические игры и упражнения являются необходимым
элементом программы здорового образа жизни.


Источник: http://www.shkolnymir.info/content/view/689/98/




Категория: Методическая копилка для учителей | Добавил: Яромашка (02 Янв 2014) |
Просмотров: 2907 | Теги: развитие школьника








Мамы и папы Архангельска © 2009 - 2017
Верещагина Ольга Тел.: +7 911 563 5001
E-mail: mamapapa-arh@yandex.ru

Яндекс цитирования Яндекс.Метрика