Главная Форум Фото Справочник Объявления Магазин Мамам Папам Школьникам Бигбары Калькуляторы Кабинет


Категории
Методическая копилка для учителей [82]

Реклама

В этом разделе
Контрольные работы:
1 класс
2 класс
3 класс
4 класс
5 класс
6 класс
7 класс
8 класс
По четвертям
Итоговые, годовые

Рекомендуем

Смотрите


Методическая копилка для учителей » Методическая копилка для учителей »

Развитие навыков чтения в начальной школе
Научить детей хорошо читать - одна из важнейших задач школы. Сухомлинский писал, что «чтение - это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя».
Основа чтения- это способность «перевести», перекодировать графические знаки в содержание, воплощенное в печатном или рукописном материале Ибо истинное чудо, что с помощью букв люди могут передавать друг другу самые разнообразные сообщения, делиться впечатлениями, рассказывать о своих чувствах.

Но научить по-настоящему хорошо читать непросто. Необходимо создать для ребенка благоприятные условия, обеспечить квалифицированное руководство обучением, основой которого является знание особенностей процесса чтения, владения эффективными методами и приемами.

В данной статье мы рассмотрим базовые аспекты при обучении чтению, предложим систему упражнений и задач на совершенствование навыка чтения.

1. Разновидности учебного чтения.

Чтение вслух и про себя

Чтение вслух имеет значительные преимущества. Оно дает возможность учителю управлять деятельностью школьника и вовремя помогать, на первых порах, когда ребенок учится читать слоги и сливать их в слова. Чтение вслух способствует выработке навыка литературного произношения, формирует умение правильной интонации в предложении.

Однако известно, что человек в жизни больше пользуется чтением про себя. И школа не может с этим не считаться. Поэтому на уроках нужно много внимания уделять обеим разновидностям чтения.

Вполне очевидно, что они имеют общую основу. В обоих случаях, чтобы читать, надо знать буквы, научиться составлять из них слова. Важно знать, что означают слова, как они сочетаются в предложении, уметь следить за развертыванием мысли.

Отличаются данные разновидности чтения-вокализацией, озвучиванием. Это обусловливает существенное различие между данными разновидностями чтения в скорости

Нормальной скоростью чтения вслух следует считать такую, которая соответствует обычной скорости человеческой речи: 100-120 слов за минуту. Поэтому вредной может быть такая практика, когда школьников поощряют читать вслух как можно быстрее, ставя показатель быстроты более, чем качество чтения. Школьники должны знать, что чтение вслух обращено к слушателям, и не следует глотать окончания и сливать слова в сплошной поток.

Другим должно быть отношение к скорости чтения про себя. Здесь есть лишь одно ограничение-понимание прочитанного. И чем большая скорость (при достаточном понимании), тем лучше.

Чтение известного и неизвестного текста

Вспомним, как построена на уроке работа над текстом. Обычно учитель делает небольшое вступительное слово, далее читает текст, ставит несколько вопросов с целью проверки пониманию прочитанного. И после этого текст читают ученики. То есть учитель, по сути, взял на себя проблему первого ознакомления с текстом, прочитав его. Поэтому проблема понимания незнакомого текста при чтении перед учениками в таком случае не возникает. Очевидно, это нормально для первых шагов формирования навыка чтения, но не для последующих. Правильнее стараться научить ребенка самостоятельно принимать, понимать незнакомый текст.

К первому самостоятельному чтения произведения учеников надо тщательно готовить. Важно обеспечить устное опережение в работе над материалом, который читается, провести лексическую подготовку. Нужно стараться, чтобы дети сначала услышали и использовали в устной речи те слова из текста, которые являются новыми для них, сложными по значению, произношению.

Чтобы заинтересовать школьников чтением незнакомого текста, нужно применять различные приемы. Можно рассказать один из эпизодов произведения или прочитать несколько отрывков из него. Или начать читать, заинтересовать учащихся, предложить им продолжить читать самостоятельно.

Кроме фронтальной работы, следует регулярно давать учащимся возможность работать на уроках индивидуально, выполняя дифференцированные задачи. Для этого нужно иметь классную библиотечку, в которой книги, журналы были бы подобраны с учетом индивидуальных возможностей школьников.

2. Развитие зрительного восприятия во время чтения

Здесь мы рассмотрим аспекты работы, направленной на совершенствование техники чтения и понимания прочитанного.

Чтение -это сложное взаимодействие между чувственным восприятием текста (зрением) и умственными операциями, которые позволяют интерпретировать графические символы и, понимать написанное. Эти два аспекта процесса чтения взаимосвязаны, поэтому и обучение необходимо направлять на совершенствование обоих аспектов.

Расширение поля чтения.

Специалисты пришли к выводу, что в процессе чтения глаз движется не равномерно, а скачками. Совершенство зрительного восприятия проявляется в том, сколько могут увидеть глаза во время остановки. Читатель, делающий первые шаги в обучении грамоте, напряженно всматривается в каждую букву. А умелый читатель, на долю секунды коснувшись взглядом только точки на странице, успевает увидеть сразу несколько букв и знаков (5-10 и больше). В таких случаях говорят о широком поле чтения.

Именно периферическое зрение содержит незаурядные резервы для расширения поля чтения (научиться видеть не только то, что в центре, а как можно больше вокруг центрального пункта видения). Это значительно решит проблему техники чтения.

Во время таких упражнений можно ставить детям задание: смотреть, не сводя глаз, на определенную точку, пытаясь увидеть то, что рядом с точкой (буквы, цифры и т.д.).

Для такой работы применяем специальные карты или любые книги, где карандашом отмечена точка фиксации и желаемый объем поля чтения.

С этой целью полезно применять для работы в парах карточки с пирамидками. Перед учеником ставится задача смотреть на одну из точек (начиная с верхних) и, не сводя глаз с этой точки, пытаться увидеть буквы слева и справа. Оценки за такую ​​работу не ставятся, ибо нет возможности точно проверить, что же видит ученик.

Мгновенное распознавание слова во время чтения.

Чтение не может быть эффективным, пока читатель присматривается к отдельным буквам слова, считывает вслух или мысленно складывает. Необходимо формировать у детей умение считывать слово как целое, сразу узнавать его по тем или иным признакам.

Для формирования и развития такого навыка используем специальные упражнения. Перед учащимися демонстрируется печатный или написанный от руки материал на очень «короткое» время. Они должны успеть прочитать его.

Карты для фронтальной работы делаются такого размера, чтобы слово было видно издалека. Для индивидуальной работы можно вырезать из старой книги слова и наклеить на маленькие карты. Такие карты позволяют работать одновременно с 2-3 детьми, которые находятся рядом с учителем. Карту показываем детям на какую-то долю секунды со словами: "Внимание! Читайте!».

При подборе слов для упражнений на скорость считывания необходимо учитывать две стороны:

а) постепенно увеличивать количество слов, которые ребенок способен прочитать молча, не останавливаясь на отдельных буквах

б) подготовить учащихся к чтению конкретного текста.

Упражнения с применением карт-молний можно давать в начале урока чтения и как разминку. Для этого следует подбирать новые слова, постепенно усложняя материал.

Просмотр текста.

Для совершенствования навыка чтения необходимо учить детей просматривать текст, то есть находить нужную информацию, не читая весь текст, а лишь пробегая глазами по нему.

Учить просматривать текст нужно на любом печатном материале. Старайтесь эту работу превратить в игру, которая дает детям разрядку, развлекательное занятие. Не противоречит игровым правилам и такому условию поиска-просмотра, как скорость. Найти можно быстрее, опередив товарища, такой поиск не утомляет учеников, а только оживляет урок.

Сначала дети ищут быстро то, что бросается в глаза. Например, количество абзацев в тексте. Постепенно поиск осложняется, поскольку «осложняются» объекты. Предлагаем ученикам одним взглядом найти на странице, например, следующее:

- Дату или другую цифру;

- Слово в кавычках;

- Слово с заглавной буквы;

- Тот или иной разделительный знак;

- Слово с какой-то единичной или не частотной буквой (Ф, Щ)

- Слово, состоящее из двух (трех, четырех) букв;

- Самое длинное слово в тексте (на глаз, без подготовки). Задача на просмотр текста хорошо подходит для работы в парах. Один ученик придумывает задачи, а другой выполняет. Обязательным условием такой игры является ограничение по времени.

Занятия вокализацией.

Учитель напоминает школьникам, что высокая скорость чтения про себя несовместима с проговариванием. Тот, кто слегка шепотом говорит, не может читать быстрее, чем говорит.

Упражнения на снятие вокализации сначала выполняются на хорошо отработанном тексте. Предлагаем ученикам пробежать глазами по тексту или его части, приложив к губам палец. Он «сторожит» губы, а за языком надо следить мысленно, стараясь, чтобы он не шевелился. Не помогал глазам.

3. Совершенствование чтения вслух Объем поля чтения.

Когда читатель проговаривает слово, то он смотрит уже на следующее. И чем дальше бежит глаз, тем лучше успевает читатель осмыслить текст и показать выразительное звучание. У хороших чтецов в начале предложения глаз забегает вперед в среднем на 14-16 букв.

Когда ребенок начинает учиться читать, в нем еще нет расстояния между тем словом, которое видят глаза, и тем, которое уже появляется. И осознание прочитанного тоже сливается в части с двумя процессами. Но постепенно глаза начинают обычно опережать произнесенное, и неизмеримо быстро работает мысль. Это является основой осмысленного, интонационно правильного чтения вслух.

Рассказываем детям об этой особенности чтения вслух, что имеет большое значения в школьном обучении. Полезно предлагать ученикам задания, которые больше напоминают рутину, но преследуют дидактическую цель. Например: ученик читает вслух простой, незнакомый текст. Вдруг учитель дает команду закрыть глаза. Ученик с закрытыми глазами проговаривает те слова, которые он успел увидеть до того момента, когда прозвучала команда. Другой вариант этой задачи: учитель. Стоит рядом с учеником, который читает, и, не предупредив его, закрывает карточкой текст. Ученик говорит то, что успел увидеть.

Произнесение слова

Для многих учеников младших классов актуальным является преодоление такого недостатка чтения вслух, как повторы, перестановки, пропуски слова или его части. Все эти недостатки вызваны, с одной стороны, недостаточной сформированностью зрительного восприятия при чтении, а с другой - связаны с проблемой пониманию того, что читается.

Качество чтения вслух зависит и от четкости дикции, правильности произношения слов. Поэтому часть работы на уроке обязательно направляем на совершенствование этого аспекта навыки чтения.

Материалом для упражнений могут быть:

- новые слова, в работе над которыми первым делом рассматривается их значение, особенности употребления и произношения;

- Слова, которые могут вызвать «технические» трудности во время чтения (очень длинные, совпадение нескольких согласных);

- Слова, в которых имеются отклонения от литературных норм, вызванные влиянием местного произношения или местным влиянием. Совершенствование правильности четкого произношения предусматривает широкое применение «по-образцу» учителя, хоровое и индивидуальное чтение, использование отработанных слов в устной речи. Очень важно формировать у учащихся слух, способность слышать себя и других, правильно и красиво произносить каждое слово.

Скорость чтения вслух

Важной характеристикой чтения вслух является его скорость. Надо учить школьников читать вслух с такой скоростью, которая отвечает ситуации, определенной коммуникативными задачам.

Следует помнить, что существенным недостатком чтения вслух может быть как чрезмерно высокая, так и очень низкая скорость. Поэтому одним из признаков хорошо сформированного чтения это умение регулировать его скорость. Используем упражнение «Буксир»: ученики читают вслух вместе с учителем, который то ускоряет, то замедляет его темп. Такая работа дает гораздо лучший результат, когда сочетается с углубленным анализом того, что читается. Например:

1. Учитель предлагает школьникам прослушать текст и обратить внимание на то, в каком темпе он читается. Далее учитель объясняет важность умения регулировать темп чтения.

2. Ученики молча читают текст, потом обсуждают его и определяют, где нужно немного повысить или понизить темп чтения вслух.

3. Ученик молча читает текст и обдумывает, в котором темпе его лучше читать вслух. Далее он читает вслух, а ученики оценивают его работу.

Конечно, упражнения только на скорость тоже нужны. Их применяем как упражнение на совершенствование артикуляционных навыков, четкости и правильности произношения. С этой целью используем скороговорки, и т.п.

Для детей, у которых навыки чтения еще не сформированы, проблема скорости приобретает другое значение. Полезно предлагать таким ученикам чтение вслух вместе с учителем, упражнения на мгновенное распознавание слов и словосочетаний (карточки-молнии).

Упражнения на совершенствование навыка чтения вслух должны касаться как техники (правильность произношения, скорость), так и развития умения донести до слушателя смысл произведения.

Источник: http://school-box.ru




Категория: Методическая копилка для учителей | Добавил: Яромашка (03 Июн 2012) |
Просмотров: 6552 | Теги: развитие навыков чтения в начальной








Мамы и папы Архангельска © 2009 - 2016
Верещагина Ольга Тел.: +7 911 563 5001
E-mail: mamapapa-arh@yandex.ru

Яндекс цитирования Яндекс.Метрика