Главная Форум Фото Справочник Объявления Магазин Мамам Папам Школьникам Бигбары Калькуляторы Кабинет


Категории
Методическая копилка для учителей [82]

Реклама

В этом разделе
Контрольные работы:
1 класс
2 класс
3 класс
4 класс
5 класс
6 класс
7 класс
8 класс
По четвертям
Итоговые, годовые

Рекомендуем

Смотрите


Методическая копилка для учителей » Методическая копилка для учителей »

Развитие у младших школьников словесного творчества «Учимся писать стихи»
Не секрет, что многие современные ребятишки не любят читать стихи. Но зато они любят их сочинять! Так давайте воспользуемся этим, чтобы воспитать из маленького писателя большого читателя! В работе раскрываются условия, необходимые для формирования у младших школьников словесного творчества. Также описываются приёмы и дидактические игры, которые помогают детям сочинять собственные стихи, и которые использую для работы по развитию словесного творчества.

Развитие у младших школьников словесного творчества
«Учимся писать стихи»
Каждый педагог понимает, каким важным и полезным фактором для развития ребенка является изучение стихов: они не только помогают улучшить память, но и расширяют словарный запас, учат восприятию поэзии, дают дополнительные знания об окружающем мире.
Вот только как убедить ребенка, что выученный стишок в будущем поможет ему в жизни? Ответ прост: надо научить любить стихи и попробовать их сочинять!
Младший школьный возраст - период интенсивного развития творческих возможностей. Именно в этом возрасте возникают все виды художественной деятельности, первые их оценки, первые попытки самостоятельного сочинения. В своём творчестве ребёнок открывает что-то новое для себя, а для окружающих - новое о себе.
Известный музыкальный деятель Б.В. Афанасьев писал: «Ребенок, испытавший радость творчества, даже в самой минимальной степени, становится другим…Воспитание не будет успешным, если не вызвать у детей творческого инстинкта и не воспитать их творческие навыки».
Очень важно воспитывать у детей духовную потребность к стихам. Прежде, чем учить ребёнка рассказывать стихи, надо научить детей слушать, видеть и наблюдать красоту мира.
При анализе стихов следует уделить внимание художественным приемам, значению слов и словосочетаний. Как следствие, у детей начинают формироваться поэтические представления, происходит накопление поэтического словаря.
Художественное произведение (проза, поэзия) дает пищу воображению, дает возможность детям увидеть образы и картины, а не только понять смысл. Необходимо объяснить детям, что автор, чтобы описать живо, красиво и интересно, специально подбирает слова, что писатель и поэт словами рисуют так же, как художник красками.
Слушание и запоминание стихов способствует воспитанию чувства ритма и рифмы, что очень важно для развития литературных способностей.
Чтобы сочинять стихи, нужно уметь не только наблюдать, замечать вокруг самое яркое и необычное, уметь подбирать выразительные слова, главное, надо уметь рифмовать. Знакомые и незнакомые слова, сложенные в звонкую, яркую рифму приносят ребенку огромное удовольствие. Не зря же Корней Чуковский говорил: «В начале жизни мы все – стихотворцы и лишь потом постепенно начинаем говорить прозой». Сочинять рифмы, когда приходит время, старается каждый ребенок, потому что это для него такая же интересная игра, как и сотни других. Рифмованные словосочетания услаждают слух ребенка и вызывают в его воображении яркие, красочные образы. Учат быстро, и смело мыслить, находить верные образные выражения и расширяют его кругозор. Учить ребенка рифме несложно. Сочиняем вместе с ним простые стихи про его любимые игрушки, друзей, животных и т.д. Но какое огромное удовольствие получают дети от самого процесса творчества, от радости создания собственного стихотворения!
В своей работе я использую следующие приёмы, которые помогают научить детей сочинять собственные стихи:
- вставить в стихотворную строчку пропущенное слово;
Мы на музыку идем,
Дружно песенку … (поем).
- подобрать рифму к словам (например, медведь - реветь, учу - полечу);
- сочинить загадку (например, в сказках хитрая она, ну и кумушка - … (лиса);
- вспомнить отрывок из стихотворения на заданную тему (друзья, зима, урок, игрушка). Например, « Рада, рада детвора,
Пришла волшебница-….(зима));
- по прочитанному отрывку стихотворения отгадать автора и название.
Также я использую в работе дидактические игры, направленные на развитие творческих способностей детей.
Игра «Продолжалки».
Учитель читает стихотворную строку, а дети продолжают дальше в рифму.
-Наяву или во сне (учитель)
- Кто из вас был на Луне? (сочинили дети).
Игра «Допиши две строчки»
Учитель придумывает первые две строчки, а дети две последние. Например:
У родителей работа,
А мне в парк давно охота.
Скоро будет выходной -
В парк пойдем мы всей семьей.
Игра «Сочини стихотворение, используя 4 слова»
Учитель называет ребёнку по 2 слова, а ребёнок должен придумать с ними стихотворение.
(год – придет, мороз – воз). Пример детского стиха:
Очень скоро Новый год
К нам на праздники придет.
Ну а, Дедушка Мороз
Везет подарков целый воз.
Игра «Угадай-ка»
Учитель называет по два слова, а дети должны поднять фишку, если слова рифмуются.
Игра «Что лишнее?»
Называем 4 слова, а дети определяют, какое слово не рифмуется с другими (например: хочу, лечу, идет, молчу).
Игра «Поймай рифму»
Дети стоят по кругу, учитель бросает мяч, и называет слово, а ребёнок, у которого мяч должен вернуть мячик и ответить рифмой: пир - мир, друг – вокруг.
Дети в процессе творческой деятельности получают возможность выразить свою индивидуальность, свой удивительный внутренний мир, а самое главное они получают огромное удовольствие от самого процесса творчества, от радости создания собственного стихотворения.
Если удастся заинтересовать ребенка писать стихи, в будущем ему это может пригодиться. Сочинить веселые пожелания ко дню рождения близкого человека, переделать песню на школьном празднике, придумать анаграммы для студенческого КВНа – где только не понадобится умение писать стихи.
А главное, ребенок получит возможность выразить в творчестве свою нестандартность, свой удивительный внутренний мир, имя которому – детство.
Вот некоторые стихи, написанные моими второклассниками.
Задача
В школе задали задачу,
Я решаю два часа!
Столько времени я трачу,
Идет кругом голова.
Кто поможет, кто решит?
Голова уже трещит!
Мама с папой на работе,
И сестрицы дома нет.
Бабушка в гостях у тети.
Кто подскажет мне ответ?
Я пришла к своей собачке
И пролаяла она:
- Не могу решать задачки,
Порешай-ка их сама!
Попова Арина
Щенок
Не обижу я щенка,
Очень я его люблю.
Да и маленький пока,
Шерстку глажу и кормлю.
- Ешь, мой миленький щенок,
Ешь и мясо, и пирог.
Поскорее подрастай
И меня ты защищай.
Ты у школы меня жди,
Звонким лаем позови,
Чтоб все слышали вокруг,
У Валерки, у Семешко,
Появился новый друг!
А когда придем домой,
Мы устроим пир горой!
Будут пряники и пицца,
Фанта, спрайт и шоколад.
И, конечно, для тебя
Сладких косточек гора!
Семешко Валера
Снежинка
Мой котёнок у окна
После школы ждет меня,
И снежинки за окном
Ловит он открытым ртом.

Но снежинку не достать,
Жаль, котенку не понять:
С неба падает она
И ложится у окна.
Скоро я приду домой,
Знаю, рад котенок мой!
Я его возьму гулять,
За снежинкой наблюдать.
Котик Васька, посмотри
Не одна, а целых три,
Словно кружева, снежинки
На твоей пушистой спинке!
Ты уж, Васька, не зевай,
За снежинкой наблюдай.
Ну, какая ж красота!
Жаль, растаяла она.
Придворова Валерия
Моя лошадка
Жду - не дождусь, ну когда же суббота?
Мамочка дома, не на работе.
В школе в субботу ура! выходной,
С мамой поедем к лошадке одной.
Знаю, скучает она без меня.
- Как ты, Матрешка, - спрошу я, - жила?
Ела свой корм и водичку пила,
Ну и наверно, меня ты ждала?
Любимый твой сахар в ладошке держу,
- Кушай, Матрешка, а я подожду.
Потом покатаемся вместе с тобой
Шагом, аллюром и просто рысцой.
Мне говорят, что пора собираться,
С тобою, Матрешка, пора попрощаться.
Неделя пройдет, ну всего лишь семь дней!
Снова увижусь с лошадкой моей!
Гришина Юля
Подарок
Славная собачка Дея,
Очень я ее люблю.
Скоро будет день рожденья,
Что я Дее подарю?
Нарисую ей картинку,
Солнышко, лужок, цветы.
Здесь - грибок, а там – малинку,
Вот и лето средь зимы!
Я, пожалуй, милой Дее
Куклу Дашу подарю.
Неудачная идея
Лезет в голову мою.
Что же делать, как мне быть,
Что собачке подарить?
Без подарков, знают дети,
Очень скучно жить на свете.
Я возьму бумагу, краски,
Сделаю большой конверт.
И наклею буквы ярко
В слово сладкое «десерт».
Положу печенье, фрукты,
Леденцы и мармелад.
Горсть орехов, тортик, чипсы
И, конечно, шоколад.
И вдвоем с собачкой Деей
Мы отметим день рожденья!
Новопольцева Виолетта
Дежурный
Бегемот по лесе шел,
Вдруг повязку он нашел.
Повязал себе на ручку
И сказал: - Какая штучка!
Я сегодня самый главный,
Самый умный, самый важный.
Буду я дежурить смело –
По плечу любое дело!
По опушке я пройду,
Всех зверят я соберу
На прививку в кабинет.
Почему-то зайки нет.
Кто в кустах давно сидит
И ушами шевелит?
- Ну-ка, зайка, выходи,
На прививку вмиг беги!
Фу, устал гонять зверят,
На прививку не хотят.
По секрету признаюсь,
Что прививки я боюсь.
Но повязка на руке,
На прививку надо мне.
Понял я, друзья, одно:
Быть дежурным нелегко!
Незванова Алина
На уроке
Тихо падает снежок,
А у нас идет урок.
Снова я диктант пишу
И за почерком слежу.
Я пишу: - малыш Егорка
Лихо прокатился с горки.
Мчится на санях верхом,
Поднимая снег столбом.
Шумно, весело на горке,
Не угнаться за Егоркой.
Я же все диктант пишу
И завидую ему.
Эх, скорее бы суббота,
На каток давно охота.
Клюшка с шайбой, как всегда,
В коридоре ждут меня.
За окном летит снежок,
А у нас идет урок.
Написал диктант про горку
Повезло бы - не на «двойку».
Федюкович Никита

Источник: http://nsportal.ru




Категория: Методическая копилка для учителей | Добавил: Яромашка (02 Июн 2012) |
Просмотров: 9143 | Теги: русский язык в начальной школе








Мамы и папы Архангельска © 2009 - 2016
Верещагина Ольга Тел.: +7 911 563 5001
E-mail: mamapapa-arh@yandex.ru

Яндекс цитирования Яндекс.Метрика