Главная Форум Фото Справочник Объявления Магазин Мамам Папам Школьникам Бигбары Калькуляторы Кабинет


Категории
Методическая копилка для учителей [82]

Реклама

В этом разделе
Контрольные работы:
1 класс
2 класс
3 класс
4 класс
5 класс
6 класс
7 класс
8 класс
По четвертям
Итоговые, годовые

Рекомендуем

Смотрите


Методическая копилка для учителей » Методическая копилка для учителей »

Слов русских золотая россыпь. Детский фольклорный праздник
Задачи:Знакомство с поэтической культурой русского народа, с детским фольклором.
Содержание праздника:

1) рассказ о древних славянах и их вере;

2) рассказ-комментарий о поэтическом своеобразии фольклорных жанров;

3) слово об ученом-лингвисте, уроженце Воронежской области А. Н. Афанасьеве;

4) миф о Солнце, песня-слава «Русская земля», стихотворение М. Ю. Лермонтова«Молитва», колыбельные песни, бытующие в Воронежской области, прибаутки, небылицы, веселые диалоги, загадки, пословицы, скороговорки, докучные сказки, русские народные сказки, записанные А. Н. Афанасьевым: «Сказка о кочетке и курочке», «Журавль и цапля»,«Теремок»; стилизованные сказки;

5) старинные детские словесные игры: «Матушка-весна», игра-поддевка, шутка-балагурка;

6) русский народный танец, хоровод с припевками.

Оформление праздника:

1) творческие работы учащихся: рисунки с изображением русских кокошников, мужской и женской одежды, характерной для жителей Воронежской области;
2) выставка предметов народного искусства: посуда, ткани старинных образцов, столешницаи др.

Участники праздника выступают в русских народных костюмах, при инсценировании сказок о животных эти костюмы дополняются масками, выполненными из бумаги,и отдельными новыми деталями одежды. Звучит балалайка.
Особенностью праздника являются общение с гостями и музыкальное исполнение отдельных небылиц, пословиц, поговорок и загадок.

Примерные этапы КТД:
Первый этап:

Ведущие.

1) Пожалуйста, гости дорогие, пожалуйста!
Веселья вам да радости!
Давно мы вас поджидаем,
Праздник не начинаем!

2) У нас для каждого найдется и местечко, и словечко,
Припасли мы забавушек на всякий вкус!
Кому – правда, кому – сказка, кому – песенка!

3) Стоит церковь:
из оладей складена,
блином покрыта,
калашны запорки,
шанежка-дверь.
Я догадался, шанежку-дверь разломил,
калач укусил, сам себя пропустил.

4) Оформляют праздник рисунки ребят, на которых вы видите изображение русской старинной одежды, женских головных уборов – кокошников с их удивительной символикой, старинных русских орнаментов, передающих нам по-своему мир живой русской природы.

5) Посмотрите выставку старинных предметов русского быта – посуды, тканей, которым по сто и более лет.
(Дети и взрослые, участвующие в оформлении выставки, рассказывают: о смыслесимволических знаков на кокошниках, о названии и предназначении отдельных предметов быта, выполненных из дерева и глины, об изготовлении тканей из льна)

Ведущие. 1-й. Талантлив русский человек, и вечно то искусство, в котором столько поэзии и красоты.
2-й. Высокой художественностью отличается и народное словотворчество – искусство слова.
Мы приглашаем всех войти в поэтический мир русской народной словесности, чтобы побольше узнать о национальной культуре нашего народа. Сегодня у нас праздник искусства слова, народного словотворчества!

Рассказчик. Русское народное поэтическое искусство своими корнями уходит в далекоепрошлое, связанное с жизнью наших предков – древних славян. А какими они были? Об этомнам могут рассказывать и древние летописи, и труды историков (например, книгаН. М. Карамзина «История государства Российского»).
Историки единодушно изображают древних славян бодрыми, сильными, неутомимыми, храбрыми. Не думая о смертельной опасности, они бросались прямо на врагов, с пленнымиобращались дружелюбно, отличались редким гостеприимством. Славянин, выходя из дому,оставлял дверь отворенной, а также пищу, предназначенную для странника. Славяне очень любили играть на музыкальных инструментах – волынке, гудке, дудке, гуслях, любили пляски, игры, стихотворство.
Древние славяне поклонялись силам природы, наделяя их человеческими чертами.Так появились бог огня, бог земли, бог леса, бог неба. Бог неба назывался Сварог, а богсолнца – Ярило.

Ведущий. Свое представление о том, как родилась жизнь на земле, славяне отразилив легендах и мифах. Послушайте «Миф о Солнце» из романа «В лесах»П. И. Мельникова-Печерского.

Чтец. «Миф о Солнце» (отрывок).
Художественное чтение сопровождается музыкой Д. С. Бартнянского «Песнопение»; медленно открывается занавес.

Лежала Мать Сыра Земля во мраке и стуже. Мертва была – ни света, ни тепла,ни звуков, никакого движения. И сказал вечно юный, вечно радостный светлый Яр: «Взглянем сквозь тьму кромешную на Мать Сыру Землю, хороша ль, пригожа ль она,придется ли по мысли нам?». И пламень взора светлого Яра в одно мановенье пронизал неизмеримые слои мрака, что лежали над спавшей Землею. И где Ярилин взор прорезал Тьму, тамо воссияло солнце красное. И полились через Солнце жаркие волны лучезарного Ярилина света. Мать Сыра Земля ото сна пробуждалася и в юной красе раскинулась. Жадно пила она золотые лучи живоносного света и от того света палящая жизнь и томящая нега разлились по недрам ее.
Любы Земле Ярилины речи, возлюбила она бога светлого и от жарких его поцелуев разукрасилась злаками, цветами, темными лесами, синими морями, голубыми реками, серебристыми озерами.
Пила она жаркие поцелуи Ярилины, и из недр ея вылетали поднебесные птицы, из вертеповвыбегали лесные и полевые звери, в реках и морях заплавали рыбы… И все жило, все любило и все пело хвалебные песни: отцу – Яриле, матери – Сырой Земле.

Ведущий. Слава Солнцу и всей Русской земле, родившейся в его лучах!

Чтец. «Русская земля» (песня-слава).

О светло светлая
И украсно украшена
Земля Русская!
И многими красотами
Удивлена еси,
Озеры многими
Удивлена еси.
Реками и кладезями
Месточестными,
Горами крутыми,
Холмы высокими,
Дубравами частыми,
Польми дивными,
Зверями различными,
Птицами бесчисленными,
Городы великими,
Селы дивными,
Винограды обительными,
Домы церковными
И князьями грозными,
Бояры честными,
Вельможами многими!
Всего еси исполнена
Земля Русская,
О правоверная
Вера христианская!

Ведущий. С верой христианской шли русские люди и на великий труд, и на великуюбитву, и на казнь.

Чтец. М. Ю. Лермонтов. «Молитва».
(Художественное чтение сопровождается тихой мелодией.)

Второй этап:

Рассказчик. Как выразительно, как прекрасно звучит русское слово и в мифе, ив древнерусском тексте, и в тексте русского поэта. Эти слова хочется повторять и повторять.Кладовой бесценных сокровищ является русский фольклор – особое поэтическоеискусство слова.

Родная речь певцу земля родная,
В ней предков неразменный клад лежит.

(В. Иванов. Язык)

Ведущий-комментатор. Устное народное творчество – фольклор – это неписаная литература. Авторы фольклорных произведений нам неизвестны. Но мы понимаем, что создавали их талантливые люди с тонким вкусом. Это про них А. Пушкин сказал, что им присущи «какое-то веселое лукавство ума, насмешливость и живописный способ выражаться».

Рассказчик. Первые фольклорные произведения мы слышим от бабушки и мамыв самом раннем возрасте. Из поколения в поколение бережно передаются в народеколыбельные песни. Слово колыбельные происходит от слова колебать (колыхать, качать, зыбать). Отсюда и слова: колыбель, коляска.
Колыбельные песни не бывают очень длинными, редко в них встречается более 8 стихов.Тексты как бы сотканы из существительных и глаголов. Их легко понимает маленький ребенок. Рифма в них присутствует не везде. Обычно в запевах, припевах, концовках.

Ведущий. Послушайте колыбельные песни, бытующие в Воронежской области.
(На сцене 3 девочки, баюкая на руках кукол, поют по очереди негромко, но задушевно.)

Баю-баюшки-баю,
Не ложися на краю.
Придет серенький волчок
И утащит во лесок.
И утащит во лесок
Под ракитовый кусток.
К нам, волчок, не ходи,/
Нашу Машу не буди.

* * *

Котя, котенька, коток,
Котя – серенький хвосток!
Приди, котя, ночевать,
Мою детоньку качать.
Уж как я тебе, коту,
За работу заплачу:
Дам кусок пирога
Да кувшин молока.

* * *

Баи-баи-баиньки,
Купим сыну валенки,
Наденем на ноженьки,
Пустим по дороженьке,
Будет наш сынок ходить,
Новы валенки носить.

Ведущий (обращается к гостям). А кто из вас не знает народную игровую песню«Сорока-белобока»? Вспомните, как мама, или бабушка, или папа водили пальчиком по вашей ладошке и приговаривали:

– Сорока, сорока!
Где была?
(Ведущий ждет, когда гости припомнят слова и продолжат песню.)
– Далеко!
На базар летала,
Покупки покупала,
Печку топила,
Кашку варила,
На порог скакала –
Гостей созывала.

Гости прилетели,
На крылечко сели.
Этому дала,
Этому дала,
А этому не дала.
Он по воду не ходил,
Дрова не рубил,
Печку не топил,
Кашку не варил.

Ведущий благодарит гостей за участие в игровой песне.

Рассказчик. Прибаутки и небылицы всегда забавляли слушателей. То это песенки, то стихи, то мудрое поучение, то коротенькие рассказики-разговоры – о невероятном событии, интересном характере.
Прибаутки и небылицы всегда веселые, они нам дарят улыбку, смех. Посмотрите, как точнов них слово, как стремительно развивается действие. И звучат они красиво,и запоминаются легко.
На сцене без объявления выступает фольклорный ансамбль с солистом.

КОЗА-РАЗВИЗЗЕЗА

(Пение сопровождается притоптыванием, танцевальными движениями, музыкальные инструменты отсутствуют.)

Хор. Коза-развиззеза
На базаре была.
Купила косу
За свою слезу.
Побежала мостом,
Киваючи хвостом.
Ты, коза-развиззеза,
Лубяные глаза,
На что тебе коса?

Солист. Сено косить.
Хор. А на что сено?
Солист. Коровок кормить.
Хор. А на что коровки?
Солист. Молочко доить.
Хор. А на что молочко?
Солист. Сырцы лепить.
Хор. А на что сырцы?
Солист. Пастухов кормить.
Хор. А где пастухи?
Солист. На войну пошли.
Хор. А где война?
Солист. Посреди гумна!

(Переговоры солиста и хора исполняются говорком.)
Без объявления участники фольклорного ансамбля разыгрывают веселые диалоги.

1. – Тит, а Тит! Пойдем молотить.
– Спина болит.
– Тит, пойдем мед пить.
– Дай поскорей шапку схватить!

2. – Федул, что губы надул?
– Да кафтан прожег.
– Зачинить можно?
– Да иглы нет.
– А велика дыра?
– Да один ворот остался.

3. – Эй, Фома, что из леса не идешь?
– Я медведя поймал!
– Так веди его сюда!
– Не идет.
– Так сам иди!
– Да он меня не пускает!

Ведущий. В небылицах, кажется, все разрешено, хоть весь мир вверх ногами переверни!А ведь интересно, какой он бывает, перевернутый мир?
Участники фольклорного ансамбля развертывают иллюстрацию-раскладушку к небылице,выполненную на больших листах бумаги, и громко читают.

1. Ехала деревня мимо мужика,
2. Вдруг из-под собаки лают ворота,
3. Выскочила палка с бабою в руке
4. И давай дубасить коня на мужике.
5. Лошадь ела сало, а мужик овес.
Вместе:
6. Лошадь села в сани, а мужик повез.

Фольклорный ансамбль без объявления исполняет игровую песню «А я по лугус комариком гуляла».

Ведущий. В русском фольклоре загадки – веселое словесное искусство, затейливая игра, умная забава.

Рассказчик. Родились загадки давным-давно. Наши предки, пытаясь обмануть грозные силы природы, придумали особую, тайную, загадочную речь. Во время охотничьего сезона медведицу, например, полагалось называть коровой, петуха – голоногим, гром – туром.Из этой тайной речи и родились загадки.
В зимние вечера собирались в крестьянской избе и стар и мал. Кто-нибудь из стариковначинал задавать мудреные вопросы, а молодежь должна была отвечать. Начинали с загадоко человеке, об одежде, о доме, потом шли загадки про огород, сад, поле. А последними были загадки о снеге, громе, молнии.

Ведущий (обращается к гостям). Попробуйте и вы отгадать русские загадки,испытайте себя.
Участники праздника загадывают загадки:

1. Что есть у всех? (Имя)
2. Сидит баба на юру, ноги свесила в реку. (Мельница)
3. Стоит Филат, на нем сто заплат. (Капуста)
4. На дворе горой, а в избе водой. (Снег)
5. Голубой платок,
Красный колобок
По платку катается,
Людям усмехается. (Солнце и небо)
6. Сперва блеск,
за блеском треск,
за треском плеск. (Молния, гром, дождь)

Фольклорная группа исполняет загадки о зайце и росе.
(Ответ на загадку исполняется говорком.)

1. Маленький,
Беленький,
Все полюшко
Прикружил,
По дорожке
Прыг-прыг!
По снежочку
Тык-тык!
– Это… зайка!

2. Заря-заряница,
Красна девица
По воду ходила,
Ключи обронила,
Месяц увидал –
Ни слова не сказал,
Солнце увидало –
Ключи подобрало.
– Это… роса!

Третий этап:

Ведущий. Выразительной, замысловатой звукописью поражают нас скороговорки. Запомнить их непросто и выговорить нелегко – язык сломаешь! Но мы их любим и радуемся,когда наконец выговорим.
(К гостям.) Ну-ка, кто из вас повторит скороговорку? Выходи к гостям.
Участники фольклорной группы называют скороговорки, а желающие их повторяют.

1. У нас во дворе-подворье погода размокропогодилась.
2. Бык тупогуб, у быка губа тупа.
3. Бежит кошка по небу, догоню да поиму. Бежит лиса по шесточку: лизни, лиса, песочку!
4. Шли сорок мышей, несли сорок грошей, две мыши поплоше несли по два гроша!
5. По двору-подворью в добром здоровье.
6. Свинья тупорыла, белорыла, весь двор перерыла, вырыла полрыла.
7. Съел молодец 33 пирога с пирогом да все с творогом.
8. Иван-болван молока болтал, да не выболтал.
9. Хохлатке хохотушки хохоток хохотали: ха-ха, ха-ха-ха!

Ведущий-комментатор. Для скороговорки важно не только чтобы ее проговорили как можно быстрее, еще важнее – произнести скороговорку без запинки, чисто и красиво.Ведь недаром русский народ дал скороговоркам еще одно имя – чистоговорка.
Фольклорный ансамбль исполняет распевно скороговорки про кукушонка и сову.

КУХУМКА КУКУШОНКУ

Кухумка кукушонку
Купила капюшон.
Кухумкин кукушонок
В капюшоне смешон.

ЛЕТЕЛА СОВА

Летела сова
Из соленого села
На четыре кола,
Колоприворотничка.

Рассказчик. Никто не знает, когда возникли пословицы – обиходные устные изречения народа. В пословицах слова обычно употребляются либо в переносном значении, либо прямые значения слов часто сочетаются с их переносным значением, причем необычно. На этообратил внимание еще М. В. Ломоносов в книге «Краткое руководство к красноречию» (1748 г.).

Ведущий (обращается к гостям). Объясните смысл пословицы: Шуба овечья, да душа человечья.

Рассказчик. В. И. Даль – современник, друг А. Пушкина – много лет своей жизни посвятил собиранию русских пословиц. Он же открыл удивительную поэтику русских пословиц, отметив, что есть пословица-стон, пословица-вздох, пословица-огорчение, пословица-улыбка. Слушаешь пословицу – и понимаешь, через какие испытания прошла душа русского человека, чтобы постичь премудрости жизни.

Ведущий (обращается к гостям). Послушайте музыкальные зарисовки пословици попробуйте определить их характер. Звучат музыкальные пьесы, написанные к пословицам.

1. Если б было все равно, так лазили б в окно, а то дверь прорубили. (Веселая, вызывает улыбку)
2. За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь. (Назидательная)
3. Беда никогда не приходит одна. (Вызывает чувство тревоги, передает трудный жизненный опыт)

Ведущие. Русские пословицы всегда с нами: учат жить, веселят, утешают в беде.
Члены фольклорной группы друг за другом называют пословицы и поговорки:

1. Велика святорусская земля, а правде нигде нет места.
2. Русский молодец – ста басурманам конец.
3. Кушай варенье, да слушай говоренье.
4. Не спеши языком, торопись делом.
5. Щи хлебай, да поменьше бай! Ешь капусту, да не мели попусту!
6. Умный молчит, когда дурак ворчит.
7. Чужим умом жить – добра не нажить.
8. Дурак дураку рад.
9. Русский ни с мечом, ни с калачом не шутит.
10. Этот ананас не для нас.
11. Счастье дороже богатства.
12. Молись, а злых дел берегись.

Четвертый этап:

Группа девочек исполняет русский народный танец.
На сцене установлена скамья. На ней 3 девочки, исполняющие роль сказительниц. Звучат русские докучные сказки.

1. Жили-были два братца – кулик да журавль. Накосили они стожок сенца, поставили среди польца. Не сказать ли сказку опять с конца?
2. Жил-был царь, у царя был двор, на дворе был кол, на колу мочало; не сказать ли с начала?
3. – Сказать ли тебе сказку про белого бычка?
– Скажи.
– Ты скажи, да я скажи, да сказать ли тебе сказку про белого бычка?
– Скажи.
– Ты скажи, да я скажи, да чего у нас будет, да докуль это будет! Сказать ли тебе сказку пробелого бычка?

Рассказчик. Как понимать слово докучные? Докучать (кому, чему) — значит «надоедать, неотступно просить». Докучные сказки, как вы поняли, можно рассказывать долго, у нихнет конца.

Ведущий-комментатор. Но мы остановим наших сказительниц. Хватит толковать, пора другую сказку начинать.

Рассказчик. Сказка – один из самых любимых народом жанров фольклора. Большим ценителем и знатоком русских народных сказок был замечательный ученый-лингвист,уроженец города Боброва Воронежской области Александр Николаевич Афанасьев.Его научные труды получили высокую оценку и в России, и за рубежом. Трехтомная работа ученого «Поэтические воззрения славян на природу» является классической, не имеющейаналога в мировой науке. Мы гордимся своим земляком. Это был к тому же справедливыйи смелый человек. Он не побоялся второй выпуск своего собрания сочинений открыть сказкой «О кочетке и курице». Это редчайшая сказка в русском фольклоре. Сказочники побаивались рассказывать ее посторонним людям, тем более печатать. Она не так уж безобидна, как может показаться с первого взгляда.

Ведущий. Послушайте и подумайте, в чем тут дело.

СКАЗКА О КОЧЕТКЕ И КУРИЦЕ
(Инсценирование в масках и русских народных костюмах)

Ведущий (беседует с гостями). Чем страшна была сказка? О чем она говорит?

Рассказчик. Она была страшна своим свободомыслием. Сказка говорит не толькоо беде, которая приключилась с курицей. Настоящий смысл сказки в другом. Казалось бы,дело ясное: виноват петух; но бояре рассудили иначе – они добрались до волка. Но и онне виноват. Сказочник иронизирует над неумным судебным разбирательством, над обыкновением все валить на Божью волю даже тогда, когда вина виноватого очевидна.

Ведущий-комментатор. «Сказка о кочетке и курице» радует ум, как орнамент радует глаз. Сказочные формулы, в которых за вопросом следует ответ, напоминаюторнаментальный узор.
Но ценность сказки не только в игре ума, но и в правде, которую она несет.
Это кумулятивная (или цепевидная) сказка. Cumulatio в переводе с латинского означает увеличение, скопление. К этому типу сказок относятся «Колобок», «Репка», «Теремок».В них сходные, иногда точно повторяющиеся действия следуют друг за другоми соединяются, как звенья в цепи.

Ведущий. Русская народная сказка, записанная А. Н. Афанасьевым, «Журавль и цапля».(Инсценирование в масках и русских народных костюмах. Звучит балалайка.)

Ведущий. Русская народная сказка «Теремок». (Инсценирование в масках и русскихнародных костюмах.)

Ведущий. А сейчас мы вам покажем, что такое русские детские словесные игры:игра-поддевка и шутка-балагурка.

Ведущий (обращается к гостям). Повторяйте за мной.

– Я пойду в лес.
– И я.
– Найду осину.
– И я.
– Выдолблю корыто.
– И я.
– Налью помой.
– И я.
– Свиньи будут исть.
– И ты.

Ведущий (обращается к гостям). Давайте посмотрим и разучим с вами стариннуюрусскую игру.

МАТУШКА ВЕСНА

Ведущий-комментатор. Эта старинная игра немножко похожа на танец. Начинается онас красивой считалки.

Под горою у реки
Живут гномы-старики.
У них колокол висит,
Рассеребряный звонит:
Диги-диги-диги-дон,
Выходи из круга вон!

Пара играющих, выбранная по считалке, берется за руки и поднимает их вверх.В получившиеся «ворота» цепочкой проходят ребята и поют:

Идет матушка весна,
Отворяйте ворота.
Первый март пришел –
Всех детей провел,
А за ним и апрель –
Отворил окно и дверь;
А уж как пришел май –
Сколько хочешь гуляй!

Когда все дети прошли через «ворота», ребята, выбранные по считалке, опуская руки, разъединяют цепочку. Один участник игры идет влево, следующий – вправо. Обойдя «ворота», они составляют новые пары. Пары становятся друг за другом позади «ворот».Один из играющих остается без пары. Он входит в «ворота» и задорно поет.

Ходит матушка весна
По полям, лесам одна.
Первый раз прощается,
Другой запрещается,
А на третий раз
Разведу я вас!

Ребром ладони он разъединяет руки ребятам. Образующиеся два ряда медленно уходят, заканчивая игру (фольклорная группа вместе с гостями проводит игру).

Ведущий. Наш праздник «Слов русских золотая россыпь» подходит к концу.В заключение приглашаем всех в веселый хоровод.

Ведущий-комментатор. Водить хоровод – это не просто «ходить кругами», это еще и петь,и танцевать, и исполнять интересные роли.
Хоровод – это и танец, и игра. Водя хоровод, все вместе, сообща, притоптывают, хлопаютв ладошки, сообща веселятся и радуются.
(Все участники праздника и гости становятся в хоровод.)
Хоровод сопровождается припевками:

1. Веселей-ко
Бей ногами,
Бей ногами,
Пляши с нами!

2. Этак! Этак!
Да вот так!
Этак! Этак!
Еще так!

3. Ой ли
Ой ли-лёль!
Поплясать еще изволь!

4. То ли, сё ли,
Ну и что ли,
Попляши,
Иван, поболе!

5. Скачи, скачи
По соломушке,
Не жалей лаптей
В хороводушке!

Ведущие.

1. Душа грустит о небесах,
Она нездешних нив жилица.
Люблю, когда на деревах
Огонь зеленый шевелится.

2. То сучья золотых стволов,
Как свечи, теплятся пред тайной,
И расцветают звезды слов
На их листве первоначальной.

(С. Есенин)

3. Мы благодарим всех, кто пришел к нам на праздник, всех, кто любит и понимаетрусский фольклор, народное искусство слова.



Источник: http://www.shkolnymir.info




Категория: Методическая копилка для учителей | Добавил: Яромашка (09 Янв 2014) |
Просмотров: 1123








Мамы и папы Архангельска © 2009 - 2016
Верещагина Ольга Тел.: +7 911 563 5001
E-mail: mamapapa-arh@yandex.ru

Яндекс цитирования Яндекс.Метрика