Главная Форум Фото Справочник Объявления Магазин Мамам Папам Школьникам Бигбары Калькуляторы Кабинет


Категории
Памятки по русскому языку [53]
Памятки по математике [38]
Разные правила и памятки [14]

Реклама

В этом разделе
Контрольные работы:
1 класс
2 класс
3 класс
4 класс
5 класс
6 класс
7 класс
8 класс
По четвертям
Итоговые, годовые

Рекомендуем

Смотрите


Памятки ученикам » Памятки по русскому языку »

Что такое приставочно-суффиксальный способ образования слов?

Образование новых слов с помощью приставок, суффиксов, нулевых суффиксов, постфиксов

 Примечание. В данном ответе нулевое окончание обозначено знаком «Ο» за неимением технической возможности обозначить его, как принято влингвистике, знаком квадрата: стол Ο, добр Ο, читал Ο.

Наиболее продуктивным в русском языке является образование новых слов с помощью приставок, суффиксов, постфиксов.

 А. Приставочный способ — образование новых слов с помощью приставок. Например, глагол переплыть образован от глагола плыть с помощью приставки пере- (пере-плы-ть  плы-ть).

  • Словообразовательная приставка присоединяется ко всему слову. При этом производные слова, образованные приставочным способом, всегда относятся к той же части речи, что и производящие слова.
  • Приставочный способ используется при образовании всех знаменательных частей речи: дис-комфорт ← комфорт вы-ходи-ть ←ходи-тьсверх-одарённ-ый ← одарённ-ыйпо-ныне ← ныне.

  • Но наиболее продуктивен он при образовании новых глаголов: за-пе-ть← пе-тьдо-пе-ть ← пе-тьс-пе-ть ← пе-тьпере-пе-ть ← пе-ть.

Б. Суффиксальный способ — образование нового слова с помощью словообразовательных суффиксов. Например, глагол смолить образован от существительного смола с помощью глагольного суффикса -и-(смол-и-ть ← смол-а).

  • Суффиксальный способ — один из самых распространённых в языке. С его помощью в русском языке образуются все знаменательные части речи.
  • Часть речи производного слова может быть той же, что и у производящего: берез-няк ← берёз-аперепис-ыва-ть ← перепис-а-ть;сер-оват-ый ← сер-ый; может быть иной, чем у производящего слова:сер-е-ть ← сер-ыйсер-ость ← сер-ыйсер-о ← сер-ый.

    В. Нулевая суффиксация — образование нового существительного путём значимого использования отсутствия суффикса. В некоторых пособиях этот способ называют также бессуффиксным.

     

    Нулевой суффикс обозначают знаком Ø: высь-Ø-Ο («высокое пространство») ← выс-ок-ийзадир-Ø-а («тот, кто задирает») ←задира-ть.

     

    Отсутствие суффикса значимо для нового слова подобно тому, как значимо отсутствие материально выраженного окончания при наличии нулевого окончания. Например:

    • восхожд-ени[j-э] ← восход-и-тьнадрез-к-а ← надрез-а-тьудаль-ств-о← удал-ой;
    • восход-Ø ← восход-и-тьнадрез-Ø-Ο ← надрез-а-тьудаль-Ø-Ο ←удал-ой.

    В первом случае (восхождение, надрезка, удальство) при образовании отглагольного существительного использован материально выраженный суффикс, во втором случае (восход-Ø, надрез-Ø, удаль-Ø) — нулевая суффиксация.

     

    При образовании отглагольных существительных с помощью нулевой суффиксации обычно происходит усечение производящей основы (отсекается глагольный суффикс): заслуг-Ø-а ← заслуж-и-тьрассказ-Ø-Ο ← рассказ-а-тьщебет-Ø-Ο ← щебет-а-ть.

     

      Ниже перечислены существительные, образованные с помощью нулевых суффиксов.

      1. Отглагольные существительные мужского рода 2-го склонения со значением отвлечённого действия или его результата:

      вход ← входить, вылет ← вылететь, щебет ← щебетать.

       

      2. Отглагольные существительные женского рода 1-го склонения со значением отвлечённого действия или его результата:

      расплата ← расплатиться, заслуга ← заслужить.

       

      3. Отглагольные существительные женского рода 3-го склонения со значением отвлечённого действия или состояния:

      брань ← бранить, дрожь ← дрожать.

       

      4. Отглагольные существительные общего рода на -а, -я, обозначающие человека по характерному для него действию:

      задира ← задирать, рёва ← реветь.

       

      5. Существительные мужского рода 2-го склонения, образованные от прилагательных, со значением отвлечённого признака или названия лица по отличительному признаку:

      примитив ← примитивный, оригинал ← оригинальный.

       

      6. Существительные женского рода 1-го склонения, образованные от прилагательных, со значением предмета по признаку:

      гуща ← густой, круча ← крутой.

       

      7. Существительные женского рода 3-го склонения, образованные от прилагательных, со значением отвлечённого признака:

      синь ← синий, глушь ← глухой.

       

      Г. Приставочно-суффиксальный способ — образование новых слов путём одновременного присоединения к основе производящего слова приставки и суффикса.

       

      Приставочно-суффиксальным способом образуются существительные, прилагательные, глаголы и наречия:под-стакан-ник-Ο ← стакан-Ο; под-шеф-н-ый ← шеф-Ο; обез-оруж-и-ть ← оружи-[j-э]по-сво-ему ← сво-й.

       

      Примечания.

      1. Значение производного слова, образованного приставочно-суффиксальным способом, часто выводится из сочетания существительного в косвенном падеже с предлогом, причем в производном слове используется приставка, омонимичная предлогу: под-окон-ник-Ο («под окном») ← окн-опод-стакан-ник-Ο («под стаканом») ← стакан-Ο; без-лун-и[j-э] («без луны») ← лун-а.

       

      2. Суффикс -j- «спрятан» в слове: безлюдье (без-людь-[j-э]) ← люд-и.

       

      3. Префиксально-суффиксальным способом образованы наречия, которые пишутся через дефис:

      • от прилагательных — с приставкой по- и суффиксами -ому, -ему, -и: по-взрослому ← взрослыйпо-хорошему← хорошийпо-товарищески ← товарищескийпо-волчь-[-и] ← волчий;
      • от порядковых числительных — с приставкой в-, во- и суффиксом -ых, -их: во-перв-ых ← первыйв-треть-их← третий.

      4. Их значение обычно мотивировано сочетанием существительного с предлогом, причем в производном прилагательном используется приставка, омонимичная предлогу: без-ног-Ø-ий («без ног») ← ног-абез-рог-Ø-ий(«без рогов») ← рог-Ο.

       

      Д. Постфиксальный способ — образование нового слова с помощью словообразовательных постфиксов.

      • В русском языке к словообразовательным постфиксам относятся:
      • б) постфиксы неопределённых местоимений -то, -либо, -нибудь.

      Поэтому постфиксальным способом образуются возвратные глаголы, неопределённые местоимения и местоименные наречия: учи-ть-ся ← учи-тькак-ой-то ← как-ойкогда-либо ← когда.

       

      Е. Несколько смешанных способов словообразования глаголов с постфиксом -ся:

      • приставочно-постфиксальный способ — образование новых слов путём одновременного присоединения к основе производящего слова приставки и постфикса: вы-плака-ть-ся ← плака-тьв-чита-ть-ся ← чита-ть;

      • суффиксально-постфиксальный способ — образование новых слов путём одновременного присоединения к основе производящего слова суффикса и постфикса: толп-и-ть-ся ← толп-аскуп-и-ть-ся← скуп-ой;
      • приставочно-суффиксально-постфиксальный способ — образование новых слов путём одновременного присоединения к основе производящего слова приставки, суффикса и постфикса: пере-шуч-ива-ть-ся ←шут-и-ть.




      Источник: http://www.genon.ru/




      Категория: Памятки по русскому языку | Добавил: Яромашка (24 Дек 2013) |
      Просмотров: 4298








      Мамы и папы Архангельска © 2009 - 2016
      Верещагина Ольга Тел.: +7 911 563 5001
      E-mail: mamapapa-arh@yandex.ru

      Яндекс цитирования Яндекс.Метрика