Главная Форум Фото Справочник Объявления Магазин Мамам Папам Школьникам Бигбары Калькуляторы Кабинет


Категории
Памятки по русскому языку [53]
Памятки по математике [38]
Разные правила и памятки [14]

Реклама

В этом разделе
Контрольные работы:
1 класс
2 класс
3 класс
4 класс
5 класс
6 класс
7 класс
8 класс
По четвертям
Итоговые, годовые

Рекомендуем

Смотрите


Памятки ученикам » Памятки по русскому языку »

Как найти корень в слове

Каждое слово можно разделить на минимальные значимые части, называемые морфемами.

 

Какие есть части слова (виды морфем)?

  • Приставка,
  • корень,
  • суффикс,
  • окончание,
  • соединительная морфема (интерфикс),
  • постфикс.

Например, слово подводник состоит из 4 морфем:

  • -вод- — корень, общая часть родственных слов, составляет основу лексического значения слова;
  • под- — приставка, указывает на положение в пространстве — ниже чего-либо;
  • -ник — суффикс, указывает на человека по роду деятельности;
  • нулевое окончание — указывает на форму именительного падежа единственного числа существительного мужского рода 2-го склонения.

Что такое основа слова и окончание? Как найти основу слова и окончание?

 

Примечание. В данном ответе нулевое окончание обозначено знаком «Ο», основа подчёркнута (за неимением технической возможности обозначить их, как принято в лингвистике).

  • Часть слова без окончания — это основа слова. Окончание в основу не входит. 
  • Чтобы найти основу слова и окончание, надо слово поизменять, т.е. поставить его в другую форму. Та часть слова, которая остаётся без изменений, — основа. Часть слова, которая изменяется, — окончание. Есть слова, которые не изменяются; в них нет окончания, всё слово — основа.
  • Формообразовательные морфемы также в основу не входят: захоте-л-о-сь
  • Основа слова выражает лексическое значение слова, а окончание — грамматическое значение. 
  • Изменяемые слова состоят из основы и окончания, окончание может быть нулевым (боль-Обол), а неизменяемые слова состоят только из основы (вчерашоссе). 
  • В словах с постфиксами и (или) формообразовательными морфемами основа может быть прерывистая:купа-ет-сякак-ой-нибудьобиде-ть-ся.
  • Основа слова бывает двух видов — непроизводная и производная. Непроизводная основа состоит только из корня: дым-Осин-ий. В состав производной основы, кроме корня, входят и словообразовательные аффиксы: пуш-ист-ый, пятн-ышк-о, меж-зон-альн-ый.

Примечание. Трудности вызывает выделение основы в словах с конечными гласными я, е, ё, ю, стоящими после других гласных или после мягкого знака, т.к. эти гласные обозначают два звука, один из которых относится к основе, а другой — к окончанию. Например, существительное армия [арм’иj-а] имеет окончание , а звук [ j ] входит в основу. Для того чтобы это доказать, нужно просклонять слово: в арми[j-у], арми[j-э]й и др. Во всех этих формах сохраняется [ j ]. Значит, [ j ] — часть основы, ведь окончание — изменяемая часть слова. Только в форме родительного падежа этот звук графически выражен с помощью буквы й (армий Ο), а в других формах он не получает специального обозначения.

 

Что такое корень слова?


Главная морфема в слове — корень. Корнем называется общая часть родственных слов, в которой заключено их основное лексическое значение. 

Какие слова называются однокоренными (родственными)?

 

Слова с одним и тем же корнем называются однокоренными (родственными).

 

Например, слова учить, ученик, учитель, учеба, учебный, ученый, выучить, учиться, научиться содержат один и тот же корень -уч- и поэтому являются однокоренными. Все эти слова обозначают предметы, признаки или действия, имеющие отношение к действию «учить».

 

Слова куст, кустик, кустарник, кустовой, куститься — однокоренные, так как содержат один и тот же корень -куст- и обозначают предметы, признаки или действия, имеющие отношение к слову «куст».

 

Что такое словообразовательное гнездо?

 

Однокоренные слова составляют словообразовательное гнездо.

 

Словообразовательное гнездо — это совокупность всех однокоренных слов, расположенных с учётом последовательности их образования.

 

Пример словообразовательного гнезда


 Исходное слово «губерния».

 

 

 губерн(и-я) [ губерниj-а ]   
           губерн-атор  
   губернатор-ш-а 
  губернатор-ств-о 
  губернатор-ск-ий 
  губернатор-ствова-ть 
  вице-губернатор  
  вице-губернатор-ск-ий 
  генерал-губернатор ср. генеральный 
  генерал-губернатор-ств-о 
  генерал-губернатор-ск-ий 
          губерн-ск-ий   

 

 

(Тихонов А.Н. Словообразовательный словарь русского языка. — М., 1990. — Т. 1. — С. 262)

 

Как найти корень в слове?

  • Чтобы найти корень в слове, надо подобрать однокоренные (родственные) слова и найти в них общую часть.

Например,

 

1) в слове переменка выделяется корень -мен- в результате подбора однокоренных слов менять, обмен, замена и др.;

 

2) в слове высказывать корень -сказ-, так как это общая часть однокоренных слов пересказывать, высказать, сказать, рассказсказка и т.д.

  • Корень может состоять из нескольких звуков (идёт), из одного звука (пойти) или быть нулевым (единственное слово, в котором нулевой корень — вы-нуть. Этот нулевой корень чередуется с -ним- (вы-ним-ать).

  • 2. В сложных словах выделяются два и более корня.

Например, газопровод, вечнозелёный, бело-сине-красный.

  • В сложных словах корень (или корни) может быть представлен в усечённом виде.

Например, корпункт — кор(респондентский) пункт, вуз — в(ысшее) у(чебное) з(аведение).

 

Какие корни называются омонимичными?

 

Нужно уметь различать корни, совпадающие по звучанию и написанию, но различающиеся по значению. Такие корни называются омонимичными.

 

Например,

 

1) носить, относить, перенос, поднос, занос, обноски, носильщик — корень -нос- (слова имеют отношение к действию «носить»);


2) нос, носовой, носик, носище, переносица — тоже корень -нос- , но слова имеют отношение к части лица «нос».

 

Ничего общего между словами «носить» и «нос» нет, значит, эти две группы слов относятся к разным словообразовательным гнёздам, и корни в них — омонимичные.

 

Слова с омонимичными корнями однокоренными не являются.

 

Что такое чередование гласных и согласных в корне? Что такое беглая гласная?


При образовании новых слов и форм слов во многих корнях возможны чередования звуков (т.е. мена), в результате чего образуются разные варианты одного и того же корня. Их необходимо учитывать при выделении корней, при подборе однокоренных проверочных слов. 

 

Например,

 

1) в словах просить, прошу, спрашивать один и тот же корень -прос-, в котором имеются чередования с//ш  и о//а;

 

2) в словах рот — рта гласная о чередуется с «нулём звука», который называется беглая гласная.

 

Примечание. Если один согласный чередуется с сочетанием согласных, то это сочетание полностью входит в состав корня, а новый суффикс не выделяется. В словах типа кормлю (кормить), люблю (любить), ослепление (слепой) л не является новым суффиксом, а входит в состав корня.

 

Упражнения к теме «Омонимичные корни»


1. В приведенных словах представлены два омонимичных корня -вод-:

водный, заводной, заводь, проводка, проводник, подводник, подводить, вывод, водяной, безводный.

Разбейте их на два гнезда так, чтобы в первом оказались слова, родственные слову вода, во втором — слова, родственные слову водить.

 

2. В приведенных словах представлены два омонимичных корня -гор-:

горка, горец, загорелый, горение, горный, выгоревший, гористый, горючий, предгорье, пригорок, пригорать.

Разбейте их на два гнезда так, чтобы в первом оказались слова, родственные слову гора, во втором — слова, родственные слову гореть.

 

Упражнения к теме «Чередование гласных и согласных в корне»


1. В каком примере правильно выделен корень в слове поздравление?

1) ПОЗДРАВление, 2) ПОЗДРАВЛение, 3) поЗДРАВление, 4) поЗДРАВЛение, 5) ПОЗДРАВЛЕНие, 6) ПОЗДРАВЛЕНИе.

 

Ответ: 4) поЗДРАВЛение.


2. В каких вариантах встречается в русском языке корень слова отец?

 

Ответ: 4: 1) отец; 2) отц- (отца, отцу); 3) отч- (отчизна, отчество); 4) отеч- (отечество, отеческий).

 

3. Дан список однокоренных слов: перегородка, ограда, заграждение, преградить, огораживать, загородить, загорожено. Сколько здесь представлено вариантов корня?

 

Ответ: 5: 1) -город- (перегородка, загородить); 2) -град- (ограда, преградить); 3) -гражд- (заграждение); 4) -горож- (загорожено); 5) -гораж- (огораживать).


4. Найти слова с корнями, в которых возможны беглые гласные: лев, слон, орел, сокол, селезень, галка, олень, сурок, овца, коза, собака, пес, кот, конь.

 

Ответ: лев (льва, львиный), орел (орла, орлиный), селезень (селезня), галка (галок), сурок (сурка), овца(овец, овечка, овечий), пес (пса).






Категория: Памятки по русскому языку | Добавил: Яромашка (26 Дек 2013) |
Просмотров: 21881 | Теги: корень в слове








Мамы и папы Архангельска © 2009 - 2016
Верещагина Ольга Тел.: +7 911 563 5001
E-mail: mamapapa-arh@yandex.ru

Яндекс цитирования Яндекс.Метрика