Главная Форум Фото Справочник Объявления Магазин Мамам Папам Школьникам Бигбары Калькуляторы Кабинет


Категории
Беременность [252]
Роды [93]
Новорожденный [203]
Грудное вскармливание [69]
Здоровье [282]
Рост и развитие [210]
Воспитание [213]
Психология ребенка [195]
Сон ребенка [38]
Детское питание [103]
Детская комната [28]
Безопасность [40]
Детский сад, и все, что с ним связано [62]
Школа и все, что с ней связано [159]
Психология семьи [146]
Братики, сестрички (когда в семье не 1 ребенок!) [42]
Законодательство [37]
СамоМамы (мать-одиночка) [17]
Работающая мама [11]
СлингоМамы [10]
Раздел для пап [55]
День Рождения [27]

Реклама

В этом разделе
Контрольные работы:
1 класс
2 класс
3 класс
4 класс
5 класс
6 класс
7 класс
8 класс
По четвертям
Итоговые, годовые

Рекомендуем

Смотрите


В помощь родителям » Воспитание »

Таблетки от жадности

В детстве я не была жадиной, я делилась. Но однажды вредная Оксанка позавидовала моим пуговкам на платье — черным, блестящим, как смородина, — и одну оторвала и забрала себе. И сказала: тебе что, жалко, что ли? Жадина! И я не смогла — ни пуговку отнять, ни доказать, что она моя.

Лучше бы я была жадина, с горечью говорила я себе. И тогда бы про меня говорили: «Муха прилетела, понюхала и съела». Что, спрашивается, лучше — быть без блестящей пуговицы или жадиной-говядиной? Дилемма для детских мозгов непосильная.

Впервые проблема жадности возникает в песочнице: дитя сталкивается с себе подобными, с их странными запросами и нелогичным поведением. Подходит что-то такое незнакомое и твою любимую машинку — хвать.

Ну вот представьте: идете вы себе по улице в чужом городе, а тут кто-то чужой подбегает и у вас сумку — хвать! Или дочку вашу — за руку цап и бегом. Что делаете вы? Вы поднимаете крик, зовете милицию, наконец, кидаетесь на грабителя и бьете его чем попало по голове. То же самое делает и ребенок: он орет, дерется лопаткой и зовет маму.

Представляем дальше: приезжает милиция и объясняет вам, что жадным быть нехорошо. Что дяде тоже хочется сумку поносить и с деточкой понянчиться. А вы терпите. А то вас, такого жадного, никто не будет любить. А за битье по голове — так и в тюрьму посадят. Возможно, в качестве утешения вам дадут подержать чужую авоську с бутылками и сопливого мальчика в придачу: вот, тоже ребенок, ничуть не хуже твоей дочки. Неужто вы не заревете белугой, не сделаете вывода, что в мире нет справедливости?

Вот так и дети в песочнице. Она для них пока — чужой город. Им надо долго объяснять и показывать правила общения с аборигенами.

Впрочем, иногда мама воспитывает ребенка в духе «а нам на этих аборигенов начхать». Хочу — делюсь, не хочу — не делюсь, имею право! Право имеешь, безусловно. Но такое уж у нас общество, что все в нем устроено на обмене и договоре. И если родители хотят, чтобы ребенок научился жить в этом обществе, им придется учить его договариваться.

Психологи единодушны: ребенок младше двух лет просто не понимает, что такое «делиться». «Караул, грабят!» — его естественная реакция. Если избежать ситуации, когда кто-то играет его игрушкой, нельзя, надо просто постараться его отвлечь. А вот с двух до трех — трех с половиной лет самое время учиться.

А давай поиграем вместе вон в то-то. Сначала ты, а потом ты, пока он с лопаткой, ты с машинкой, потом поменяетесь, он тоже хочет поиграть. Народная дипломатия в действии. Уперся ребенок — не обзывать жадиной, отвлечь, увести.

Со временем ребенок начнет понимать, что даже самой драгоценной игрушкой вместе играть интереснее. Но самые драгоценные на прогулку лучше не брать, чтобы не провоцировать других малышей. Не стоит брать и новые: сам еще не наигрался — другому не дам.

Важно постоянно показывать маленькому человеку пример: делиться с другими (а не только отдавать ему, царю Вселенной, лучший кусок), уступать другим, делать добрые дела, дарить подарки. Но искушать без нужды не надо: зачем покупать другому в подарок вещь, о которой ребенок сам грезит. Если мама решает посоветоваться с ребенком: как ты думаешь, мы дадим малышу поиграть нашим крокодилом? — не стоит потом называть его жадиной, если он выбирает не делиться. Лучше так прямо и скажите: давай-ка дадим малышу поиграть с твоей игрушкой.

Вариант «делись, а то не будут любить» тоже не годится. Он часто бьет по семье рикошетом, когда ребенок в первом-втором классе начинает покупать себе любовь одноклассников, раздавая им конфеты, наклейки, а то и карманные деньги.

Постарайтесь объяснить ребенку: да, своими вещами надо дорожить, раздавать их не следует; да, чужие вещи не надо брать без спросу; нет, драться не надо, можно договориться и играть вместе или по очереди; нет, вещь, которая тебе нужна, ты не обязан отдавать навсегда.

При нормальном воспитании к пятилетнему возрасту ребенок уже вполне усваивает эти нехитрые социальные правила. Но если продолжает жадничать, проблема может оказаться глубже.

Может быть, для человека его конфеты, фантики или игровые приставки — единственное утешение в жестоком мире, где его никто не любит? Для такого жадины лекарство — домашнее тепло и родительское внимание.

А может быть, он просто не хочет отдать ни пяди родной земли младшему брату, который уже научился ходить и без спросу цапает вещи старшего? В этом случае лекарство нужно не от жадности, а от ревности.

А может быть, жадность — это способ показать всем, кто тут самый главный? Самый главный — ясное дело, царь: ему все дают, а он никому и ничего. Царь приходит на чужой день рождения, хватает подарки именинника и кричит: «Все мое!» Такого мелкого тирана надо лечить от деспотических наклонностей: для начала хотя бы приучить быть добрым царем, милостивым — не скупиться на похвалу за добрые дела.

Наконец, бывает, что и царь никакой не царь, а тихий крошка, которому очень хочется показать, что он большой и важный. Но крошка очень стесняется, а потому при посторонних ведет себя дико и странно. Все мое, говорит, никому ничего не отдам.

А потом и сам не понимает, что это на него нашло. Психолог Татьяна Шишова советует повышать стрессоустойчивость ребенка, показывать ему всю нелепость подобного поведения. Особенно хорошо проигрывать похожие ситуации с куклами или зверюшками.

Но самый печальный случай — это сознательная жадность. Тщательно воспитанная, взлелеянная Уважением к Собственности. Татьяна Шишова приводит пример, когда первоклассник, заинтересовавшийся экономикой, предложил папе, когда семья оказалась на мели, денег из своей копилки взаймы под процент.

Впрочем, жадность можно воспитать и не сознательно: малышке еду в первую очередь, самые крупные клубнички, деточке шоколадки две дольки, бабушке одну, я не хочу.

Отучать от жадности трудно: стыдить и отнимать — только заставить жадину крепче вцепиться в сокровище. Что же делать? Читать сказки, обсуждать мультфильмы, совместно делать добрые дела. Рано или поздно ребенок усвоит правила жизни в обществе и поймет, что отданное всегда возвращается — радостью, благодарностью, добром.


Автор: ИРИНА ЛУКЬЯНОВА
Ридерс Дайджест






Категория: Воспитание | Добавил: Лялька (04 Дек 2009) |
Просмотров: 2694








Мамы и папы Архангельска © 2009 - 2017
Верещагина Ольга Тел.: +7 911 563 5001
E-mail: mamapapa-arh@yandex.ru

Яндекс цитирования Яндекс.Метрика